Средства художественной выразительности. Хоровое пение

Средства художественной выразительности. Хоровое пение

1. Мелодия (греч. – пение, песнь, напев) – художественно-выразительное и законченное одноголосное последование звуков. (Продолжение)
Мелодия – это основное выразительное средство музыки, в котором объединяются музыкальные элементы: высотные и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика, артикуляция (лат, – расчленение). Мелодия – важнейшая основа музыкального произведения, выражающая самые различные образы и состояния. Без мелодии не может быть музыкального произведения.
В вокальных произведениях, гомофонического (греч. – ровный звук), г.е. многоголосного склада музыки, при котором один из голосов, обычно верхний (сопрано), исполняющий мелодию, имеет наиболее важное, выразительное значение, – остальные лишь сопровождают его.

Самым важным в исполнении хора является умение оттенять мелодию произведения. Необходимо следить, чтобы второстепенные голоса не заглушали ту партию, которая исполняет мелодию. В некоторых хоровых произведениях полифонического склада основная мелодия проходит в разных голосах, переходя из одной голосовой партии в другую, а иногда мелодию исполняют вместе две партии в терцию или в сексту. В таких случаях необходимо очень тщательно следить за тем, чтобы мелодия всегда звучала ярче и не заглушалась другими голосами. В хоровом исполнении очень важно добиться певучести мелодии в сочетании с четкостью богослужебного текста, выразительностью и динамическими оттенками.

2. Фразировка – это музыкально осмысленное исполнение отдельных мотивов, фраз, предложений, подчиненных богослужебному тексту.
В церковном пении музыка подчинена богослужебному тексту, поэтому певцы хора должны знать основы строения музыкальной речи и при исполнении хорового произведения умело акцентировать главное, отделить одну мысль от другой, подчеркнуть логические ударения, используя артикуляцию, цезуры, нюансировку, лиги, акценты и другие средства выразительности.

3. Цезура (лат. – рассечение) – грань между частями музыкального произведения . Исполняется цезура в виде короткой, еле заметной паузы, в пении сопровождаемой сменой дыхания.
Цезура способствует расчлененности, осмысленности и выразительности музыкального изложения, так же как в словесной речи знаки препинания. Место цезуры обычно определяется дирижером, но иногда указывается композитором при помощи специального знака (“галочки”), запятой (апострофа) , над нотной строчкой или окончанием лиги.
Выполнение цезуры как средства художественной выразительности нужно считать непременным условием музыкального исполнения произведения. Очень важно воздерживаться от цезур там, где они не предусмотрены, где того не требует смысл богослужебного текста. Иногда цезура должна выполняться без возобновления дыхания. В таких случаях она представляет собой мгновенную паузу, подчеркивающую значение данного отрезка мелодии, связанного с текстом исполнения.

4. Нюансы (франц. – оттенок) – динамические оттенки изменения звука, т.е. различные степени силы звука.

Нюансы – одно из очень важных средств художественной выразительности. Необходимость изменения силы звучания определяется содержанием произведения, смыслом и значением отдельных музыкальных построений.
Нюансы делятся на подвижные, в которых сила звука постепенно развивается или угасает,
это – крещендо (crescendo)
и диминуэндо (diminuendo),
и на неподвижные, т.е. устойчивые, неизменяемые, это:
pp (пианисимо) – очень тихо;
p (пиано) – тихо, слабо;
mp (мэццо-пиано) – не слишком тихо;
mf (мэццо-фортэ) – не слишком громко;
f (фортэ) – громко, сильно;
ff (фортиссимо) – очень громко;
sf (сфорциандо) – акцентируя, выделяя с силой;
sp (субито пиано) – сразу тихо, без плавного перехода.

Нюансировка служит важнейшим средством выразительности; необходимость изменения силы звучания определяется смыслом и значением музыкальных построений, вытекающих из богослужебного текста и подчиненных ему. Художественно-выразительное исполнение хоровых произведений немыслимо без применения нюансов.

5. Темп (лат. – время) – скорость исполнения и характер движения музыкального произведения, выраженная в частоте чередования метрических долей. Темп определяет абсолютную скорость исполнения музыкального произведения и обозначается словами или итальянскими терминами. С 1816 г. темп часто обозначается точным указанием скорости тактовых долей при помощи метронома, усовершенствованного И.Н. Мельцелем, двумя буквами М.М., т.е. метроном Мельцеля.
Метроном представляет собой механический, равномерно качающийся маятник с передвижной гирькой, который издает при качании отчетливые, отрывистые звуки; от передвижения гирьки скорость движения маятника меняется. Специальная шкала цифр показывает, сколько маятник производит ударов в минуту при соответствующем положении гирьки. В нотах, при определении темпа указывается количество колебаний маятника в минуту и музыкальная длительность, соответствующая при этом каждому его удару. Например, 80 или 68 обозначает, что количество ударов маятника в минуту 80 или 68. При отсутствии метронома можно пользоваться секундной стрелкой ручных часов.

С начала XVIII века установилось пять основных обозначений темпа:
очень медленно – ларго (largo);
медленно – адажио (adagio);
спокойно, плавно – анданте (andante);
быстро – аллегро (allegro);
очень быстро – престо (presto).

Исполнение хорового произведения в темпе, характерном для данного произведения и указанном композитором, является обязательным, так как изменение темпа не только сделает такое исполнение невыразительным, но может исказить произведение до неузнаваемости. Не всегда темп один и тот же сохраняется на протяжении всего произведения. Изменение темпа во время исполнения, согласно указаниям в партитуре, является важнейшим средством художественной выразительности. О значении правильно выбранного темпа и темпа “рубато” было сказано выше в главе “Ансамбль” (ритмический ансамбль).

6. Фермата (итал. – остановка) – средство художественной выразительности, обозначает остановку движения в пении, т.е. продление звука (аккорда) или паузы на неопределенное, подсказанное музыкальным чувством дирижера, время, тем большее, чем короче длительность. Ставится фермата над нотой или паузой. Одно из выразительных значений фермато – в приостановке метрического течения музыкального произведения.
Применяемая в середине музыкальной фразы фермата неснимаемая обычно подчеркивает кульминацию. В окончании произведения или музыкального построения, снимаемая, или заключительная, фермато создает впечатление большей завершенности, утверждения.
Фермата над тактовой чертой или между нотами воспринимается как своеобразная выразительная пауза. При дирижировании начало и окончание ферматы показываются специальным движением.

7. Дикция (лат. – произнесение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция – непременное условие исполнения церковных песнопений, т. к. главное в богослужебном пении – священный текст. Произношение слов во время пения должно быть не только ясным, но прежде всего осмысленным и основываться на глубоком проникновении в содержание богослужебного текста. В хоровом пении дикция зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности произнесения всей хоровой партии.

“Выработка ясного, отчетливого и вместе с тем правильного произношения слов в хоровом пении является одной из важнейших задач в хоровой работе” (Г. Дмитриевский “Хороведение и управление хором”, стр. 45). Певческий звук формируется на гласных, в них выявляются все качества голоса. Гласные, являющиеся основой пения, должны произноситься чисто, полноценно, ясно. Все гласные должны звучать округленно и ровно. Специфика певческой дикции заключается в продолжительном выдерживании звука на гласных и в быстром произношении согласных. Сочетание двух одинаковых смежных гласных звуков требует особого приема исполнения, а именно: для того, чтобы избежать слияния двух рядом стоящих гласных, следует вторую гласную подчеркнуть. Например, “Преподобне отче Варлааме”. В слове “Варлааме” вторую гласную “а” необходимо подчеркнуть, то есть как бы повторить ее еще раз; иначе в этом слове прозвучит только одна протяжная гласная “а” – “Варламе”.
Этот же прием следует использовать в тех случаях, когда предыдущее слово заканчивается той же гласной , с которой начинается последующее. Например: “тогда ад умертвил еси блистанием божества” (Воскресный тропарь 2-го гл.). Здесь тем более необходимо выделение второй гласной “а” для того, что бы два слова не слились в одно: “тогдад умертвил..”

Произношение согласных должно быть четким, ясным и коротким, не нарушающим непрерывности вокальной линии, которая должна протекать, в основном, на гласных звуках. В то же время следует всегда помнить, что смысл, значение слова будет понятно только тогда, когда четко произносятся согласные звуки в сочетании с гласными. Если же в слове согласные недостаточно ясно произносятся, тогда пение будет напоминать вокализацию на гласные звуки, а текст будет неясным. Особенно важное значение это имеет при пении обиходных песнопений: стихир, тропарей. Обычно в этом случае не уделяется достаточного внимания четкому произношению согласных звуков, и текст стихир, в которых повествуется содержание праздника, не может быть полностью воспринят молящимися. Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Коротко и осторожно следует произносить в особенности “с” и “ш”.

Если слог оканчивается на согласную, то она относится к последующему слогу: “Го-сподь”, “Все-де-ржи-тель”.

Дирижеру необходимо воспитывать в хоре сознательное отношение к богослужебному тексту церковных песнопений и его содержанию и к овладению всеми средствами выразительной его передачи.

Дирижеры и певцы церковных хоров должны всегда помнить, что назначение церковного пения заключается в том, чтобы как можно полнее довести и раскрыть молящимся содержание богослужебного текста.

Хоровое пение. Н.В. Матвеев
Изд. А. Невского. 1998

Анонс. Следующая тема разговора будет посвящена приемам звуковедения, цепному дыханию и тембру голоса хористов.

В хоровом исполнении существует много приемов звуковедения, но все эти приемы сводятся к основным формам звуковедения: легато, нон-легато и стаккато.
8. Легато (legato, uтал. – связанно) – непрерывное, связанное, плавное пение без толчков, без прерывания дыхания на гласных, с перенесением согласных, заканчивающих слог, к следующему слогу, а также “пропевание” звучащих (л, м,.. (продолжение следует)

Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Жми! Не бойся! Подпишись!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.