Обиходное пение. Особенности исполнения

Обиходное пение

Обиходное церковное пение есть псалмодическое, т. е. речитагивное, где главное и основное значение имеет богослужебный текст, поэтому характер и техника хорового исполнения должны максимально способствовать ясности и четкости прозношения слова.

Лучшими русскими церковными хорами (Синодальный хор, хор Александро-Невской Лавры п/у Тернова, Ютановский женский хор и др.) вырабоан особый стиль обиходного пения, известный под названием “читок”.
Пение “читком” заключается в следующем. Каждый слог слов текста исполняется на каждую долю дирижерского жеста при дирижировании “на раз”. Начальные и конечные пропевки каждой певческой строки, содержащие в себе две и более ритмических единицы, исполняются строго в темпе, при пульсации дирижерского жеста. Между строками цезур не должно быть. Все песнопепие исполняется четко, в темпе, на цепном дыхании. Перед заключительной строкой делается общая цезура, и сама заключительная строка исполняется с некоторым замедлением к окончанию (retenuto).
Темп исполнения обиходных песнопений стилем “читок” приблизительно по М. М. = 120. Этот характер исполнения обихода полностью отвечает задаче – ясно и понятно доносить богослужебный текст и его смысл до молящпхся. Достигается это следующим:
1) каждое слово четко слышно, ввиду ритмического пропевания каждого слога;
2) текст песнопения воспринимается в целом ввиду отсутствия цезур между певческими строками;
3) содержание всего песнопения доводится полностью до молящнхся, ввиду паличия цепного дыхания, что и концентрирует внимание молящихся.
Этот стиль исполнения обиходных песнопений и, главным
образом, стихир, тропарей и ирмосов, следует вводить во всех
русских православных церквах, как истинно церковный стиль
обиходного пения.

Руководство хоровым пениен требует от дирижера хора больших общемузыкальных и дирижерских способностей и теоретических знаний.
Хоровое дирижирование есть тончайшее и сложнейшее из исполнительских искусств. Выучивание произведения с хором и исполнение его в храме за богослужением представляет сложный процесс, требующий от дирижера, в первую очередь, искренней религиозности, большой любви к церковному пению, творческой инициативы и тщательной, хорошо продуманной предварительной подготовки.
Надо так построить всю исполнительскую деятельность хора, чтобы певцы на репетициях сознательно воспринимали предлагаемое им к усвоению, а исполнение песнопений за богослужением было бы проникнуто религиозностью, понимаиием богослужебного текста, любовью к церковному пепию и наличием
необходимых музыкально-исполнительских средств. Тогда хоровой коллектив будет вполне соответствовать высокому значению богослужебного церковного хора.
Исполнительская культура церковного пения складывалась и
развивалась одновременно и неотделимо от исторического процесса развития русского православного церковного пения. Для того, чтобы соблюдать и продолжать сложившпеся псполнительские традиции русского богослужебного пения, необходимо хорошо знать историю церковного пения, что в значительной мере поможет дирижеру хора, также и в подборе церковных песнопений, для исполнения за богослужением в храме. Главным же и основным для руководителя церковного хора является сказанное о православном церковном пении Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Пименом: “Песнопения являются неотъемлемым элементом каждого православного богоспужения… В наших храмах исполняются как древние песнопения,
восходящие в своей основе к первому тысячелетию от Рождества Христова, так и песпопепия, созданные нашими композиторами в последние три века. Говорят, что песнопения Русской Православпой Церкви “намолены” – это глубокая правда, ибо молитва и пение проникают друг в друга, и никакая церковная мелодия не существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы” (“Журнал Московской Патриархии” № 12, 1971).

Выдержки из статей книги “Хоровое пение” Николая Васильевича Матвеева с некоторыми изменениями будут регулярно выходить на страницах нашего сайта “Ютановский женский хор”!

Не забывайте делиться впечатлениями с друзьями в социальных сетях через соответствующие кнопки ниже. А если Вы расскажите друзьям о статье или сайте, то получите Подарок! Нажимайте “Рассказать друзьям и получить подарок”.

Обиходное пение. Особенности исполнения: 2 комментария

  1. Огромное Вам спасибо за эти замечательные статьи и за ноты! Я сама по образованию дирижер, являюсь регентом церковного хора, но нашла для себя много нового и интересного на Вашем сайте! Бог в помощь!!!)

    • Спасибо, Мария! Я сам для себя нахожу много интересного на сайте “Ютановский женский хор”. Особенно, когда готовлю новый материал и пересматриваю старые записи. Мы тоже поём в Тихвинском храме села Ютановка и нами руководит регент – матушка Варвара, которая училась в Академии Сергия Радонежского. Интересно узнать о вас…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.