Показ начала и окончания пения. Показ ферматы. Управление темпом
Движение руки на дыхание дается в направлении доли, предшествующей той, на которой происходит вступление.
Затактовое вступление хора, которое начинается не на полной доле такта, а на второй ее половине, называется дробленым.
Показ дробленого вступления осуществляется энергичным акцентированным жестом в направлении дробленой доли такта, где хор, вступая на второй половине доли, дыхание берет на первой ее половине. От точности и ясности этого жеста зависит четкость и одновременность вступления хора.
Снятие – показ окончания пения
Жест, указывающий окончание пения – снятие, также делится на три элемента: внимание, приготовление, снятие. В схеме движений он соответствует жесту вступление.
Окончание произведения должно быть одновременным у всего хора и характерным для исполняемой музыки.
Показ окончания состоит в следующем:
За некоторое время до окончания дирижер подготавливает хор к окончанию песнопения, собирая к этому особое его внимание. За долю до окончания дирижер должен сделать жест приготовление, т. е. подготовляющий окончание. Этот подготовляющий жест в какой-то мере соответствует жесту дыхание и дается также в темпе и в характере исполняемого произведения. Неточность в подготовке хора к окончанию приводит к тому, что не все певцы снимут звук одновременно.
Жест снятие аналогичен жесту вступление, но он должен быть более резким, акцентированным, в зависимости от характера, динамики хорового звучания данного места произведения и с обязательным “отскоком” кисти, фиксирующим моментом снятия.
Сила жеста снятие должна выражаться на один нюанс громче, чем снимаемое звучание хора. Так, например, если звучание хора “p” , то снятие должно быть с нюансом “mp”.
При показе снятие на различных долях такта, в середине произведения, жесты дирижера должны сохранять последовательность, соответствующую этим долям.
Управление темпом исполнения
Показ темпа осуществляется непосредственно жестами дирижера.
Темп является наиболее неустойчивым элементом исполнения, поэтому дирижеру необходимо с особым вниманием следить за сохранением взятого темпа. Необходимо дирижеру перед началом пения мысленно представить себе темп первых тактов произведения; это помогает установить правильный темп всего произведения.
Выше было сказано, что каждый дирижерский жест имеет предваряющее движение, называемое ауфтактом, который при дирижировании, в показе каждой доли такта, имеет большое значение в определении темпа и сохранения его на всем протяжении дирижирования.
У хора во время исполнения часто наблюдается тенденция к нарушению темпа. При стремлении хора к замедлению дирижер должен ускорить темп, за счет сокращения времени, падающего на ауфтакт; при стремлении хора к ускорению замедление темпа достигается за счет увеличения времени, падающего на ауфтакт. В обоих случаях при необходимости ускорения или замедления темпа дирижеру следует в показе ауфтакта к каждой доле такта использовать увеличенные движения локтя руки.
Показ ферматы
Дирижирование ферматой предусматривает два основных приема – начало ферматы (становление ферматы) и ее окончание. Жест становление фиксирует ту долю, над которой поставлена фермата. Снятие ферматы показывается так же, как было сказано выше в разделе снятие. Снимаемая фермата обычно бывает в конце произведения на последнем звуке или аккорде, или в конце фразы, предложения.
Неснимаемая фермата обычно находится среди музыкальной фразы, среди слова. По окончании снимаемой ферматы (не в конце произведения) хор должен взять дыхание; по окончании же неснимаемой ферматы брать дыхание нельзя. В случае неснимаемой ферматы (в середине произведения) после жеста становление, выдержав необходимую длительность ферматы, дирижер дает жест вступление (начало пения) и продолжает дирижировать далее.
Показ вступления партиям хора
При дирижировании хорового произведения, в котором встречаются вступления отдельных партий, дирижер должен показывать вступления этим партиям. Эти показы вступлений должны быть ясны, понятны и правильны. Правильность показа вступлений во время исполнения определяется ясностью дирижерской схемы; при частом чередовании вступлений в многоголосном и особенно в полифоническом сочинении незыблемость сохранения схемы является обязательной.
Завершающую статью по методике дирижирования касающуюся звуковедения и нюансов смотрите в следующем выпуске нашей рубрики “В помощь регенту”.
Н. Матвеев
Хоровое пение
1998
Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!
Всем доброго здравия!
Спасибо!
Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *