Показ начала и окончания пения. Показ ферматы. Управление темпом

Показ начала и окончания пения. Показ ферматы. Управление темпом

Показ начала пения

Движение руки на дыхание дается в направлении доли, предшествующей той, на которой происходит вступление.

Затактовое вступление хора, которое начинается не на полной доле такта, а на второй ее половине, называется дробленым.
Показ дробленого вступления осуществляется энергичным акцентированным жестом в направлении дробленой доли такта, где хор, вступая на второй половине доли, дыхание берет на первой ее половине. От точности и ясности этого жеста зависит четкость и одновременность вступления хора.

Снятие – показ окончания пения

Жест, указывающий окончание пения – снятие, также делится на три элемента: внимание, приготовление, снятие. В схеме движений он соответствует жесту вступление.
Окончание произведения должно быть одновременным у всего хора и характерным для исполняемой музыки.

Показ окончания состоит в следующем: 

За некоторое время до окончания дирижер подготавливает хор к окончанию песнопения, собирая к этому особое его внимание. За долю до окончания дирижер должен сделать жест приготовление, т. е. подготовляющий окончание. Этот подготовляющий жест в какой-то мере соответствует жесту дыхание и дается также в темпе и в характере исполняемого произведения. Неточность в подготовке хора к окончанию приводит к тому, что не все певцы снимут звук одновременно.

Жест снятие аналогичен жесту вступление, но он должен быть более резким, акцентированным, в зависимости от характера, динамики хорового звучания данного места произведения и с обязательным “отскоком” кисти, фиксирующим моментом снятия.
Сила жеста снятие должна выражаться на один нюанс громче, чем снимаемое звучание хора. Так, например, если звучание хора “p” , то снятие должно быть с нюансом “mp”.
При показе снятие на различных долях такта, в середине произведения, жесты дирижера должны сохранять последовательность, соответствующую этим долям.

Управление темпом исполнения

Показ темпа осуществляется непосредственно жестами дирижера.

Темп является наиболее неустойчивым элементом исполнения, поэтому дирижеру необходимо с особым вниманием следить за сохранением взятого темпа. Необходимо дирижеру перед началом пения мысленно представить себе темп первых тактов произведения; это помогает установить правильный темп всего произведения.

Выше было сказано, что каждый дирижерский жест имеет предваряющее движение, называемое ауфтактом, который при дирижировании, в показе каждой доли такта, имеет большое значение в определении темпа и сохранения его на всем протяжении дирижирования.

У хора во время исполнения часто наблюдается тенденция к нарушению темпа. При стремлении хора к замедлению дирижер должен ускорить темп, за счет сокращения времени, падающего на ауфтакт; при стремлении хора к ускорению замедление темпа достигается за счет увеличения времени, падающего на ауфтакт. В обоих случаях при необходимости ускорения или замедления темпа дирижеру следует в показе ауфтакта к каждой доле такта использовать увеличенные движения локтя руки.

Показ ферматы

Дирижирование ферматой предусматривает два основных приема – начало ферматы (становление ферматы) и ее окончание. Жест становление фиксирует ту долю, над которой поставлена фермата. Снятие ферматы показывается так же, как было сказано выше в разделе снятие. Снимаемая фермата обычно бывает в конце произведения на последнем звуке или аккорде, или в конце фразы, предложения.

Неснимаемая фермата обычно находится среди музыкальной фразы, среди слова. По окончании снимаемой ферматы (не в конце произведения) хор должен взять дыхание; по окончании же неснимаемой ферматы брать дыхание нельзя. В случае неснимаемой ферматы (в середине произведения) после жеста становление, выдержав необходимую длительность ферматы, дирижер дает жест вступление (начало пения) и продолжает дирижировать далее.

Показ вступления партиям хора

При дирижировании хорового произведения, в котором встречаются вступления отдельных партий, дирижер должен показывать вступления этим партиям. Эти показы вступлений должны быть ясны, понятны и правильны. Правильность показа вступлений во время исполнения определяется ясностью дирижерской схемы; при частом чередовании вступлений в многоголосном и особенно в полифоническом сочинении незыблемость сохранения схемы является обязательной.

Завершающую статью по методике дирижирования касающуюся звуковедения и нюансов смотрите в следующем выпуске нашей рубрики “В помощь регенту”.

Н. Матвеев
Хоровое пение
1998

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Жми! Не бойся! Подпишись!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Спасибо!

Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.