3вуковедение, показ нюансов. Дирижерский жест. Хоровое пение
Завершающую статью по методике дирижирования
касающуюся звуковедения и нюансов читайте прямо
сейчас в выпуске нашей рубрики “В помощь регенту”.
3вуковедение и показ нюансов
Каждое музыкальное произведение протекает в свойственном ему характере. Каждый характер движения выражается по-своему в дирижерском жесте.
Основные способы звуковедения в пении - это легато - связно, стаккато - отрывисто и промежуточный способ ведения звука между легато и стаккато - нон легато.
Легато требует связного ведения звука; следовательно, и движения рук дирижера должны выражать связное, плавное движение с едва лишь заметными толчками в точках перемены долей. Опора движения рук при этом должна находиться в предплечье и плече.
Стаккато требует отрывистого ведения звука, пения, как бы прерываемого небольшими паузами. Для этого необходимы легкие, пружинистые острые взмахи кисти в сочетании со взмахом руки от локтя. Все движения опираются на точки, грани между долями.
Нон легато требует связно-отчетливого ведения звука. Это способ промежуточный между легато и стаккато. При дирижировании нон легато следует принять за основу прием жеста легато, привнеся в него более резкие движения руки па ауфтактах с акцентированным подчеркиванием каждого звука.
Для выразительного исполнения песнопений необходимо разнообразие силы звучности, то есть разнообразие нюансов, для этого дирижер, управляющий хором, должен отразить жестами и эту сторону исполнения.
Приемы показа нюансов не приведены в какую-либо систему. Но, обобщая эти приемы, необходимо знать, что динамическое содержание дирижерских жестов имеет два установленных принципа выражения динамики, это:
1) степень насыщенности физической силой движения рук дирижера и
2) различие объема движения рук, в связи с различием динамики.
Основным и главным показателем степени напряженности звучности служит физическая напряженность мышц дирижера, выражающая различную динамику. Между динамикой музыки и динамичностью жеста есть прямая зависимость. С изменением динамики музыки непременно меняется напряженность, сила движения руки, всего жеста, и обратно.
Только относительным показателем динамики музыки является объем жеста, несмотря на кажущиеся удобство и наглядность.
При показе нюанса форте (f) кисти руки и корпус дирижера напрягаются соответственно силе звучности данного места произведения. И наоборот, руки и корпус дирижера приобретают мягкость в соответствии с нюансом пиано (p).
Процесс перехода от пиано к форте – крещендо (усиление звучности) – сопровождается постепенным напряжением всего дирижерского аппарата, переход же от форте к пиано – диминуэндо (ослабление звучности) – постепенным его смягчением.
Нюансы, возникающие внезапно (субито форте и субито пиано), обязательно предупреждаются ауфтактом соответствующего характера, который дается дирижером перед жестом, указывающий этот нюанс.
Жесты, способствующие улучшению строя, имеют существенное значение в дирижировании. Для показа трудного в интонационном или вокальном отношении места применяются жесты, требующие необходимого повышения или понижения интонации.
Н. Матвеев
Хоровое пение
1998
Вы прочитали завершающую статью по методике дирижирования касающуюся звуковедения и нюансов. Но на этом не завершаются наши статьи по вопросам хороведения. Краткий исторический обзор и значение хорового пения смотрите и читайте в следующих выпусках нашей рубрики “В помощь регенту” и “Хормейстеру”.
Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!
Всем доброго здравия!
Спасибо!
Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *