3вуковедение, показ нюансов. Дирижерский жест. Хоровое пение

3вуковедение, показ нюансов. Дирижерский жест. Хоровое пение

Ньюансы_Завершающую статью по методике дирижирования
касающуюся звуковедения и нюансов читайте прямо
сейчас в выпуске нашей рубрики “В помощь регенту”.

3вуковедение и показ нюансов

Каждое музыкальное произведение протекает в свойственном ему характере. Каждый характер движения выражается по-своему в дирижерском жесте.

Основные способы звуковедения в пении - это легато - связно, стаккато - отрывисто и промежуточный способ ведения звука между легато и стаккато - нон легато.

Легато требует связного ведения звука; следовательно, и движения рук дирижера должны выражать связное, плавное движение с едва лишь заметными толчками в точках перемены долей. Опора движения рук при этом должна находиться в предплечье и плече.

Стаккато требует отрывистого ведения звука, пения, как бы прерываемого небольшими паузами. Для этого необходимы легкие, пружинистые острые взмахи кисти в сочетании со взмахом руки от локтя. Все движения опираются на точки, грани между долями.

Нон легато требует связно-отчетливого ведения звука. Это способ промежуточный между легато и стаккато. При дирижировании нон легато следует принять за основу прием жеста легато, привнеся в него более резкие движения руки па ауфтактах с акцентированным подчеркиванием каждого звука.

Для выразительного исполнения песнопений необходимо разнообразие силы звучности, то есть разнообразие нюансов, для этого дирижер, управляющий хором, должен отразить жестами и эту сторону исполнения.

Приемы показа нюансов не приведены в какую-либо систему. Но, обобщая эти приемы, необходимо знать, что динамическое содержание дирижерских жестов имеет два установленных принципа выражения динамики, это:

1) степень насыщенности физической силой движения рук дирижера и
2) различие объема движения рук, в связи с различием динамики.

Основным и главным показателем степени напряженности звучности служит физическая напряженность мышц дирижера, выражающая различную динамику. Между динамикой музыки и динамичностью жеста есть прямая зависимость. С изменением динамики музыки непременно меняется напряженность, сила движения руки, всего жеста, и обратно.

Только относительным показателем динамики музыки является объем жеста, несмотря на кажущиеся удобство и наглядность.

При показе нюанса форте (f) кисти руки и корпус дирижера напрягаются соответственно силе звучности данного места произведения. И наоборот, руки и корпус дирижера приобретают мягкость в соответствии с нюансом пиано (p).

Процесс перехода от пиано к форте – крещендо (усиление звучности) – сопровождается постепенным напряжением всего дирижерского аппарата, переход же от форте к пиано – диминуэндо (ослабление звучности) – постепенным его смягчением.

Нюансы, возникающие внезапно (субито форте и субито пиано), обязательно предупреждаются ауфтактом соответствующего характера, который дается дирижером перед жестом, указывающий этот нюанс.

Жесты, способствующие улучшению строя, имеют существенное значение в дирижировании. Для показа трудного в интонационном или вокальном отношении места применяются жесты, требующие необходимого повышения или понижения интонации.

Н. Матвеев
Хоровое пение
1998

Вы прочитали завершающую статью по методике дирижирования касающуюся звуковедения и нюансов. Но на этом не завершаются наши статьи по вопросам хороведения. Краткий исторический обзор и значение хорового пения смотрите и читайте в следующих выпусках нашей рубрики “В помощь регенту” и “Хормейстеру”.

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Жми! Не бойся! Подпишись!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Спасибо!

Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>