За трудовую доблесть
Продолжение статьи “Музыка в эстетическом воспитании сельских школьников” от 29 февраля 2012 года.
По итогам аттестации за успешную плодотворную работу – руководитель детских хоров Кузенко О. М. в 1986 году была награждена медалью «За трудовую доблесть».
В учебном плане кружков общего музыкального развития предусмотрено обучение игре на одном из музыкальных инструментов, обучение пению в хоровом классе, изучение музыкальной литературы, сольфеджио. Такай комплекс предметов помогает ребенку получить общую музыкальную подготовку. Углубленное музыкальное воспитание в Ютановской средней шкале получают 10 учащихся. В начале учебного года обсуждаются индивидуальные планы работы с каждым ребенком, проводятся беседы с родителями. Кроме этого, педагоги стараются выявить наиболее одаренных детей с целью рекомендации их в специальные музыкальные учебные заведения. Деятельность кружков в значительной степени зависит от качества организационной работы. Планирование – ответственный и важный участок в работе кружков. В годовой план работы вносятся все виды музыкальной деятельности с детьми: занятия хоров, ансамблей (“Первоклашка” и вокально-инструментального “Тайна”), сольное пение, индивидуальные занятия с учащимися, просветительная работа.
Планирование работы музыкального отделения проводится при непосредственном участии администрации школы. План работы музыкального отделения вносится в общий план работы школы. При этом администрация, преподаватели стараются отыскивать такие формы работы, которые позволили бы охватить музыкальным воспитанием подавляющее большинство учащихся.
В плане можно проследить следующие разделы: занятия хоров, ансамблей, тематические вечера, музыкально-пропагандистскую деятельность.
При планировании особое внимание уделяется работе с родителями. Главная цель – заинтересовать их любимым делом ребенка. Проводятся лекции, открытые уроки, индивидуальные беседы. Педагоги стараются привлекать родителей к участию в организации детских праздников, выступлений, концертов, экскурсий, знакомят их с задачами, характером работы кружков.
В музыкальной школе существует традиция – ежемесячно выпускать предметную стенгазету. В стенгазетах отражаются наиболее знаменательные события музыкальной жизни в нашей стране и за рубежом, отдельные газеты посвящены творчеству выдающихся композиторов.
Кроме этого, в школе имеется уголок хора, в котором записан Устав хора, совет хора, расписание занятий. В кабинете музыки оформлен стенд «Музыка и жизнь».
Педагоги стараются наладить работу органов самоуправления в хорах. Ребята сами оформляют уголок хора. В каждом хоре есть староста, который отвечает за посещаемость хора, за внешний вид ребят, проводит собрания хора, на которых обсуждаются вопросы репертуара, посещаемости, выступлений с концертами. Большую работу участники хора проводят по вовлечению ребят в хор.
Все хористы являются членами областного музыкального общества.
Как отчет о деятельности музыкального отделения проводятся концерты. В этом учебном году их было около 30!
Дети выступают перед родителями, шефами, перед учащимися других школ района, в соседних селах, на районной сцене Дома культуры.
Ежегодно в школе проводится Неделя музыки. Заранее составляется план, намечаются ответственные, продумывается эмоциональная нагрузка на каждый возраст.
Открытие Недели музыки начинается с торжественной линейки. Проводятся музыкальные вечера, пионерские музыкальные собрания, лекции-концерты для учащихся, оказываются диафильмы, выступают хоры, ансамбли. Большую популярность приобрел вечер для учащихся 6-10 классов «Что? Где? Когда?», который проводиться в форме музыкальной викторины.
Посильную помощь в работе по музыкальному воспитанию оказывают фото- и изо кружки. С ребятами проводится конкурс рисунков «Я вижу музыку», на котором ребята защищают свои рисунки. К празднику «Неделя музыки» в школе оформляется фото витрина «Папа, мама и я – музыкальная семья».
Периодически проводятся в школе коллективные прослушивания музыки. Все эти мероприятия расширяют музыкальный кругозор учащихся, привносят новое в опыт детей и в содержание работы школы.
Самое активное участие педагоги-музыканты принимают в проведении предметных недель по литературе, истории, географии. В школе накоплен богатый материал из опыта работы в этом направлении: проводятся «Посиделки 20 века» в форме музыкального историко-литературного огонька с приглашением родителей, шефов; вечера «Толстой и музыка», «Гайдар и музыка», «Музыка и Чехов», музыкальное путешествие (география и музыка) и другие.
На базе Ютановской средней школы проводились областной семинар по эстетическому воспитанию школьников, выездное заседание областного клуба «Камертон» Белгородского музыкального общества.
Много делается на селе для развития хорового музыкального творчества. Достаточно сказать, что женский хоp села Ютановка удостоен Диплома второй степени Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Великого Октября. Хор старшеклассников «Школьные годы» вышел победителем зонального смотра школьных хоровых коллективов, проходившего в зачет фестиваля. В конечном итоге, вся работа учебно-воспитательных комплексов по эстетическому воспитанию учащихся развивает их творческую инициативу, создает необходимые условия для всестороннего и гармоничного развития сельских школьников.
Кому не интересно, можно не читать! Это наша история, наша летопись и нужна она нам ютановцам в первую очередь!
И только радость и любовь
Не одиноки.
Чтоб их понять, не надо слов –
В них жизни суть, ее истоки.