Развитие речи ребенка

Развитие речи ребенка 3-х лет

Две причины подвигнули меня обратиться к данной теме разговора на сайте “Ютановский женский хор”. Во-первых, хорошо развитая речь является залогом хорошей дикции при пении. И во-вторых, у нас подрастает внук, который только начинает говорить. Мы, как добросовестные родители родителей, предлагаем ознакомиться со статьей “Развитие речи ребенка”.

Народная мудрость гласит:
“Когда ребенку три года,
вся семья учится говорить».  

В дальнейшие годы он (ребёнок) проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно про износить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Все это необходимо для успешного обучения в школе. Но на каком уровне он это освоит – в значительной степени зависит от нас – взрослых. Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. В чем это проявляется?

Во-первых, растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д.

Во-вторых, речь малышей нередко бывает однообразной, они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия.

В-третьих, слабо развита связная, монологическая речь, то есть умение логично передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Замечено, что в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше.

Потому что речь у дошкольников формируется по подражанию.

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков иногда вызваны физиологическими причинами – неправильным строением нёба, либо некоторыми видами паралича, но чаще такие явления объясняются психологическим состоянием вашего ребенка.

Взрослым необходимо задуматься о том, как мы говорим с дошкольником. Крайне важно наладить не только характер вашей речи, но и ее содержание.

Следующей очень важной задачей, стоящей перед взрослыми, является задача обогащения словаря детей.

У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. В занятиях с детьми нужно использовать речевые игры и упражнения: учить подбирать определения и эпитеты, упражнять в подборе антонимов, синонимов, упражнять в правильном склонении числительных, говорить ласковые слова, составлять фразы, предложения и многое другое, что развивает речь ребенка.

Очень часто взрослые не знают, что развитие речи начинается с первого крика. Гуление, лепет -первые показатели речевого развития. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий, вовремя вылечивать органы слуха, не пропускать хронических насморков.

Исследователями выделены причины, по которым формируется «группа риска»: патология беременности, затяжные, скоротечные, стимулятивные роды, асфиксия, физиологические нарушения строения речевого аппарата, нарушения развития голоса, слуха. В «группу риска» также входят – дети левши, дети, в семьях которых родители разговаривают на двух и более языках (билингвизм), дети, имеющие наследственную предрасположенность (если в доме есть заикающийся человек или плохо говорящий), дети, у которых пьющие родители, неполные семьи, а также дети, воспитывающие в домах ребенка до трех лет. Это основные причины, влияющие на речевое развитие.

Взрослые всегда должны помнить, что ребенок – наше подобие. Все что он делает, говорит – это наши плоды.

Занимайтесь с ним с самого его рождения регулярно, а не от случая к случаю. Не забывайте возвращаться к пройденным темам. Не забывайте хвалить ребенка, Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не с первого раза. Помогите наводящими вопросами. Почаще задавайте вопрос «почему?».

Наберитесь терпения! Обращайтесь к специалистам. Не стесняйтесь обращаться за помощью к старшим, бабушкам и дедушкам.

В.Разночинцева
учитель-логопед
Волоконовский район

Не забывайте делиться впечатлениями с друзьями и оставлять комментарии к статьям!

Вы можете получать свежие статьи по этой теме, если подпишитесь на обновления сайта в верхнем правом углу Главной страницы.

Или здесь: 

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи, записи, подарки:

Всем доброго здравия!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.