Примеры дирижирования хором. Дирижерские схемы. Схемы тактирования
Важнейшим условием дирижерского жеста является наличие в нем элемента предупреждения. Ни одно желание или чувство дирижера не могут быть выполнены хором, если в жесте, которым дирижер выражает это свое требование, нет элемента предупреждения. Значение предупреждения в дирижерском жесте также важно и необходимо, как разбег перед прыжком. Как взмах руки перед ударом, как мысль, предваряющая слово. Только сочетание предупредительного и основного жеста делает дирижирование действенным и понятным.
Основой дирижирования является непременная взаимосвязь предупредительных и основных жестов. В музыкальной терминологии предупредительный жест называется ауфтакт, или замах.
"Ауфтакт (нем. ауф - над и лат. тактус - трогание, прикосновение) - замах, предварительный взмах, жест-импульс - специфический дирижерский жест, предваряющий и организующий исполнение в отношении темпа, ритма, динамики, штриха, начала, окончания, фермат; в пении - показ вдоха перед атакой звука. Ауфтакт - важнейшая составная часть дирижерской техники" (Н.В. Романовский. Хоровой словарь. Изд. "Музыка" Ленинградск. отд., 1972).
Жесты дирижера выполняют следующие основные функции:
1) дирижерские схемы – показ размера, в котором написано произведение;
2) вступление – показ начала пения;
3) снятие – показ окончания пения;
4) управление темпом исполнения;
5) показ ферматы;
6) показ вступления партиям хора;
7) показ нюансов и характера звуковедения;
8) указания, способствующие улучшению строя.
1. Дирижерские схемы.
Показ размера движением рук определяется дирижерской схемой, при которой каждый взмах, показывающий долю такта соответствующим направлением рук, отмечает сильные и слабые доли такта. Движение правой руки по дирижерской схеме имеет четыре направления: вниз, влево, вправо, вверх. Эти движения показывают чередование сильных и слабых долей. Первая доля, самая сильная в такте, показывается движением руки вниз; последняя, как самая слабая – движением руки вверх. Промежуточные доли распределяются в зависимости от размера и количества долей в такте.
Самым важным условием в рисунке схемы такта является ритмическая ясность доли, границы которой определяются четким движением рук, фиксирующим грань доли, – “точка” (цезура).
“Точка” – это важнейший штрих, который является неизменным составным элементом каждого дирижерского жеста, выражающего ритмическое течение музыки. Этим штрихом устанавливается фиксация граней долей такта и совмещается показ заключительного момента предыдущей и, главное, начального момента последующей доли такта.
Штрих точки выражается в коротком, остром, почти мгновенном движении (броске) руки и заключающем его толчке (ударе). Это – две неразрывные части штриха – точки.
Техническое выполнение точки в жесте осуществляется засчёт кисти руки. Этот штрих следует представить как быстрый удар кисти о воображаемую горизонтальную плоскость, с большим или меньшим участием всей руки. Точка должна быть четкой в любом темпе, при любой динамике, как и весь жест в целом. Точка является не только разграничивающим моментом, но также связующим, так как все движения долей в дирижировании органически связаны ритмическим течением музыки в единое целое.
Размеры в зависимости от количества в них сильных долей делятся на простые и сложные.
Размеры простые.
Простые размеры – двухдольные и трехдольные – содержат одну сильную долю. Двухдольный размер 2/2; 2/4; 2/8 имеет одну сильную и одну слабую долю.
Схема тактирования двухдольного размера:
первая, сильная доля такта показывается движением руки вниз, а вторая, слабая, – движением руки вверх.
Трехдольный размер 3/2; 3/4; 3/8 содержит одну сильную и две слабые доли.
Схема тактирования: (см. выше)
первая сильная доля – вниз, вторая слабая – вправо, третья слабая – вверх.
Размеры сложные.
Сложные размеры, состоящие из простых размеров, имеют одну (первую) сильную долю, одну или более относительно сильную долю и другие слабые доли.
Четырехдольный размер 4/2; 4/4 или С; 4/8 – состоит из двух простых двухдольных размеров.
Схема тактирования:
первая, сильная доля – вниз, вторая, слабая – влево, третья, относительно сильная – вправо, четвертая, слабая – вверх.
Шестидольный размер 6/8; 6/4 – состоит из двух трех: дольных тактов. При большем, чем четыре, количестве долеи в такте движения руки в зависимости от строения такта повторяют какое-либо из четырех направлений.
Схема шестидольного размера: (см. выше)
первая, сильная доля – вниз, вторая, слабая – вниз (или влево), третья слабая – влево, четвертая – относительно сильная – вправо, пятая, слабая – вправо (или вверх), шестая, слабая – вверх.
Восьмидольный размер С или 8/8 в очень медленном темпе, когда за единицу времени берется восьмая, состоит из четырех простых размеров.
Схема тактирования:
первая доля – вниз, вторая – то же, третья – влево, четвертая – то же, пятая – вправо, шестая – то же, седьмая – вверх, восьмая – то же.
Несимметричные сложные размеры.
Пятидольный размер 5/4; 5/8 состоит из двух простых размеров, и возможна двоякая их группировка – 2 + 3 и 3 + 2.
Схема тактирования при группировке 2 + 3:
первая, сильная доля – вниз, вторая, слабая – влево, третья, относительно сильная – вправо, четвертая, слабая – вправо (или вверх), пятая, слабая – вверх.
Схема тактирования при группировке 3 + 2:
первая, сильная доля – вниз, вторая, слабая – вниз или влево, третья, слабая – влево, четвертая, относительно сильная, – вправо, пятая, слабая – вверх.
Семидольиый размер 7 /4; 7/8 состоит из группировок: 3 + 4и 4 +.3.
Схема тактирования при группировке 3 + 4:
первая, сильная доля – вниз вторая, слабая – вниз (или влево), четвертая, относительно сильная – вправо, пятая, слабая – вправо, шестая и седьмая – вверх.
Схема тактирования при группировке 4 + 3: (см. продолжение в следующем выпуске).
Н. Матвеев
Хоровое пение
1998
Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *
Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!
Всем доброго здравия!
Спасибо!