Почему хор понижает. Ансамбль и строй
Почему хор понижает?
Причин может быть много,
и их необходимо разобрать,
чтобы успешно бороться
за чистоту интонации.
Первая причина – недостаток слуха. Эта причина трудно устранима, и поэтому с певцами, имеющими голосовые данные, но с недостаточно развитым слухом, надо организовывать отдельные занятия по развитию слуха. Слух можно развить до известных пределов у каждого человека, даже у совсем лишенного всяких слуховых навыков.
Другая причина – это плохая вокальная подготовка певцов. Часто бывает, что певец слышит и понимает, как должен звучать данный звук, а спеть достаточно чисто не может. Нет необходимого правильного вокального умения. Это обычно наблюдается у певцов или певиц с большим широким звуком, не умеющих филировать его и петь пианиссимо.
Следующей причиной понижения является недостаточная опора звука. Часто певцы от усталости или по нездоровью поют без опоры звука и, естественно, незаметно для себя начинают понижать. Бывает и обратное явление. При снятии звучания с опоры наблюдается повышение, особенно у легких голосов. Поэтому всегда надо требовать от хора опертого звучания. Необходимо помнить, что правильное дыхание и звукообразование есть основа чистой интонации.
Отрицательно на интонацию хора влияет пассивность дирижера. Отсутствие огонька, подъема в работе дирижера всегда по чисто психологическим причинам сказывается и на звучании хора.
Пение – это физическая работа, требующая организованности. Основную роль в этой работе играет дыхание. И если нет достаточной собранности, то и дыхание становится неактивным, что и влечет за собою нечистое интонирование, т.е. понижение.
Часто бывает, что при отсутствии вышеуказанных, так называемых, объективных причин, хор все-таки строй не держит и понижает. Это связано с тем, что хор обычно понижает в определенных местах, так называемых “критических”.
“Критические” места – это модулирующие аккорды и неустойчивые звуки лада – 5, 7, 2, 6 ступени мажорного лада и 1, 2, 5, 7 повышенная ступени минорного лада. Поэтому все внимание хора надо концентрировать на таких опасных местах и хорошо их интонационно выравнить. Если эти “критические” места чисто будут спеты, то строй всего хора всегда будет хорошим.
Очень важно, чтобы дирижер заранее эти трудные места нашел и тщательно с хором их отработал. Чистоту интонирования лучше вырабатывать у хора на средней звучности, или при нюансе пиано (p), так как очень громкое пение уменьшает слуховую чувствительность певца, и чистота интонирования от этого снижается. При форсировании звука некоторые певцы повышают, и чистота интонации сразу нарушается. Поэтому очень полезно места с нюансом форте (f) репетировать сначала пиано и, когда эти места будут впеты, тогда можно постепенно звук усиливать до необходимой силы.
Совершенно исключительное значение имеет чистота интонирования первого звука, с которого начинается пение. От правильного, чистого начала зависит вся дальнейшая судьба строя хора.
Если первый аккорд или звук, с которого начинается произведение, не совсем чисто спет, то сразу создается угроза понижения и нарушается чистота строя хора. Отсюда ясно, какое важное значение имеет момент настройки хора, т.е. тогда, когда дирижер дает тон.
Н.М. Данилин всегда подчеркивал, что “самое высшее напряжение хора – когда дирижер дает тон”. Если хор позволит себе некоторую невнимательность в момент задавания тона, то чистого строя не будет и получится фальшь. Это самое страшное и неприятное явление в хоре. Поэтому на начальный момент, момент задавания тона и начала интонирования звука, надо концентрировать все внимание хора и дирижера.
Подытоживая все сказанное о хоровом строе, возникает вопрос – каким способом лучше работать над строем хора?
Интересно привести пример работы над строем двух знаменитых дирижеров Синодального хора В.С. Орлова (1856 – 1907) и Н.М. Данилина. В.С. Орлов, который необыкновенно высоко поднял общую культуру и техническое мастерство Синодального хора, работал над строем, по словам В. Степанова (помощника регента Синодального хора), почти не пользуясь инструментом. Главное внимание он обращал на выравнивание строя по вертикали. Н.М. Данилин работал с инструментом и придавал первенствующее значение горизонтальному строю. И тот и другой в этой области достигли совершенства.
В настоящее время, при наличии большого разностороннего опыта в работе хоровых коллективов над строем, в зависимости от местных условий – количественного и качественного состава хора, следует применять все существующие способы: проработку и горизонтального, и вертикального строя, и так называемых “критических” мест, и правила, высказанные Н.М. Данилиным. Словом, всеми средствами надо добиваться чистоты строя и предпочитать один способ другому нельзя, так как это может создать некоторую однобокость, что может отрицательно повлиять на всю работу хора.
Следует помнить, что чистоты интонирования нельзя добиться на первой же репетиции при разучивании произведения.
Выравнивание строя – это большая, кропотливая работа, которая проводится на протяжении всего времени работы хора над данным произведением… В качестве средства по тренировке хора в чистоте интонирования очень полезно пропевать всем хором в унисон мажорную и минорную гаммы вверх и вниз, фиксируя внимание (останавливая хор) на трудных звуках, как, например, 3 и 7 ступени в мажоре. Этот способ с успехом применяют многие дирижеры известных хороших хоров.
Строй церковного хора
Строй церковного хора (хора без сопровождения) – натуральный строй, строй, не имеющий равномерно-темперированного звукоряда, поэтому правильное чистое интонирование имеет первостепенное значение.
Ансамбль и строй – эти два элемента хоровой звучности – являются основанием, на котором зиждется не только хоровая, но и вся вокальная культура.
Значение этих двух основных элементов хорового пения трудно переоценить. Эти два элемента, по существу, и определяют хор, как музыкальный ансамбль. Хор, не достигший в удовлетворительной степени ансамбля и строя, не может считаться хором. Для хора же а’ капелла эти два элемента играют особо важную и решающую роль.
Анонс. Следующая тема разговора
будет посвящена средствам
художественной выразительности.
1. Мелодия (греч. – пение, песнь, напев) – художественно-выразительное и законченное одноголосное последование звуков.
Мелодия – это основное выразительное средство музыки, в котором объединяются музыкальные элементы: высотные и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика, артикуляция (лат, – расчленение). Мелодия – важнейшая основа музыкального произведения, выражающая самые различные образы и состояния. Без мелодии не может быть музыкального произведения.
В вокальных произведениях, гомофонического (греч. – ровный звук), г.е. многоголосного склада музыки, при котором один из голосов, обычно верхний (сопрано), исполняющий мелодию, имеет наиболее важное, выразительное значение… (продолжение следует)
Хоровое пение. Н.В. Матвеев
Изд. А. Невского. 1998
Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *
Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!
Всем доброго здравия!
Спасибо!