Музыка в эстетическом воспитании сельских школьников
Из опыта работы Ютановского учебно-воспитательного комплекса Волоконовского района. Белгород 1988
Неисчерпаемые возможности музыки как средства воздействия на внутренний мир ребенка, средства формирования нравственного облика растущей личности издавна привлекали внимание ученых, педагогов.
Обучение и воспитание средствами музыки является составной частью гармонического развития школьников и занимает важное место в учебно-воспитательном процессе сельских школ (учебновоспитательных комплексов).
Большая работа по музыкальному воспитанию учащихся проводится в Ютановской средней школе Волоконовского района.
В этой школе эстетическое воспитание стало не только неотъемлемой частью всего учебно-воспигательного процесса, вошло в систему классной, внеклассной и внешкольной работы, но и органично «вписалось» во всю культурную жизнь села, объединило работу детского сада, школы, Дома культуры.
Зачинателями, организаторами этой работы по музыкальному воспитанию учащихся являются педагоги-энтузиасты Кузенко Ольга Михайловна и Владимир Дмитриевич – выпускники Владимирского педагогического института.
Их цель – дать сельскому ученику, жителю музыкальное развитие. Эта цель отвечает требованиям времени и является составной частью эксперименгальной работы по эстетическому воспитанию учащихся в условиях учебно-воспитагельных комплексов.
С 1 сентября 1984 года при Ютановском учебно-воспитательном комплексе было открыто музыкальное отделение на средства совхоза «Волоконовский».
Совхоз не только оплачивает работу специалистов, но и выделяет средства на приобретение музыкальных инструментов.
Сейчас музыкальная школа располагает двумя инструментами фортепиано, имеются баяны и аккордеоны, комплект инструментов для вокально-инструментального ансамбля, звуковая нотная доска.
Кроме этого, в школе собрана библиотека музыкальной литературы, фонотека, портреты композиторов, альбомы, разработки бесед, лекций, такие, как «Вечер вальса», «Толстой и музыка», «Музыкальное путешествие», сериал «Чьи песни ты поешь?» и т. д.
Ютановская музыкальная школа размещена в одном здании с общеобразовательной школой. Работа музыкального отделения четко увязана с режимом работы школы, имеет свoe расписание занятий с указанием времени начала и конца занятий.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется по следующим направлениям: хоры (пионерский «Школьные годы», октябрятский “Октябрята”, вокальный ансамбль «Первоклашка», сольное пение, фортепиано, баян, аккордеон, вокально-инструментальный ансамбль.
В музыкальном отделении занимается более 70 процентов учащихся школы.
Одной из наиболее важных форм общего музыкального воспитания являются хоровые занятия. В школе создано два хора, которые насчитывают более 60 человек.
Сложился репертуар песен, который составляют политические, народные и популярные детские песни, классика.
Выученный репертуар позволяет включать песнюв быт детей: песня звучит на пионерской линейке, на сборах, на праздниках, объединяя детей в дружный коллектив.
Знания и умения, которые учащиеся получают на хоре, дополняют и расширяют музыкальный опыт детей, приобретаемый ими на уроках музыки, способствуют правильной ориентациив разнообразных явлениях музыкальной жизни.
Педагоги Кузенко стремятся пробудить у петей желание н в дальнейшем заниматься музыкой, танцем, участвовать в художественной самодеятельности, быть активными пропагандистами искусства.
Кроме школьных хоров, Кузенко О. М. занимается с группами детского сада, что создает базу для дальнейшего занятия музыкой в школе. В этом году дети из детского сада уже выступали перед родителями в Доме культуры.
На занятиях хоров педагоги используют игровые моменты, дидактические музыкальные игры, такие, как «Эхо», «Игра В мяч», «Игра в оперу», «Пение по руке», музыкальные ритмические упражнения, разучивают танцы, делают хороводы. И это все для большей
свободы,непосредственности, эмоциональности исполнения.
Кроме этого, педагоги Кузенко успешно занимаются с Ютановским женским хором сельского Дома культуры и ведут активную коннертную деятельность как в совхозе «Волоконовский», так и за его пределами. Хор села Ютановка выступал с концертами в Старсоскольском, Алексеевском районах, г. Белгороде на празднике песни. На средства совхоза куплены костюмы для участников выступлений.
Следовательно, на селе имеются три ступени хорового воспитания: детский сад, школа, Дом культуры. В селе есть хоровые династии, когда родители поют в старшем хоре, а дети в школьном. Таких династий уже много, более десяти. Связь детской и взрослой художественной самодеятельности создает широкие предпосылки для развития семейного творчества.
Несмотря на массовость работы, в школе большое вниманне уделяется качеству исполнительского мастерства. Руководители хора занимаются хоровым сольфеджио, развивают двухголосье, элементы трехголосия.
(Белгородский областной Отдел Народного Образования. Институт усовершенствования учителей. Продолжение следует)
Подробно раскрыли полезную тему.
Благодарю!