Любовь и богопознание. Что такое любовь?
Если… знаю все тайны
и имею всякое познание
и всю веру … а не имею любви,
– то я ничто. (1 Кор. 13,2)
Кто много любит, тому много прощается. Христос измеряет Свое прощение любовью:
«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8).
Если мы будем внимательны к себе, то мы ощутим воздействие на нас и на весь окружающий мир силы Божией, любви Отца нашего Небесного, Его благодати, спасающей нас от многообразных бедствий и направляющей к Вечному блаженству. Растворенная любовью, вера даст нам и в скорбях видеть над собою Промысл Божий, и среди немощей наших иметь надежду на всепрощение, и среди треволнений житейских – упование на мир, даруемый любовью Христовой, и даже в смерти – радость перехода к вечной жизни со Христом.
Эта Любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушая наши слезы, Его Любовь и милосердие помогают нам совершать наше вечное спасение по пути к последнему часу жизни на земле, неизбежному для каждого человека.
Если мы живем в ограде Святой Церкви Христовой, если мы питаемся таинствами Церкви нашей Православной, если мы заботимся и болеем о своем вечном спасении, если мы боимся своей вечной погибели, если мы очищаем свою душу покаянием и всегда помним о том, что мы здесь, на земле, только гости и уйдем на свою вечную землю, на свою Небесную Родину, то Любовь Бога всегда с нами, даже если Господу угодно возлагать на нас скорби, болезни и испытания, какими Господь ведет нас за Собой, для нашего вечного спасения.
Любовь – главная заповедь для христианина и путь к спасению
Для христианина составляет счастье любить своего Творца. Еще в Ветхом Завете сказано:
«Возлюбивши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею мыслию твоею».
В Новом Завете о любви к Господу Богу сказано:
«Сия есть первая и большая заповедь».
Как ребенок все время чувствует любовь, заботу и мудрость своего отца, так же и мы все время чувствуем любовь, заботу и мудрость Отца Господа Бога нашего. Как ребенок любит своего отца, во всем ему доверяет и во всем его слушается, так же и мы должны любить Отца Господа Бога нашего, во всем Ему доверять и во всем Его слушаться; другими словами, исполнять Его святую волю.
О любви как о пути спасения человека говорил Сам Спаситель. На вопрос законника, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Он его, в свою очередь, спросил:
«В законе что написано? Как читаешь?» Тот в ответ сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Тогда Господь ему говорит: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (см. Лк. 10, 26-28).
«Если любите Меня, – говорит Господь Иисус Христос, – соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15);
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23); «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15, 10).
Вторая заповедь – это заповедь о любви к ближнему.
Как проста в своем величии эта драгоценная заповедь нашего Господа! Всем понятна, легка на первый взгляд – но какого громадного напряжения душевных сил, какого самоотвержения, какой преданности воле Божией, благой и совершенной, требует она от того, кто нелицемерно, истинно вознамерится исполнять эту заповедь Христов у с сознанием всей важности ее для нашего душевного спасения!
Настоящая любовь к Господу Богу приводит К любви к ближнему. Но бывает и так, что бескорыстная, искренняя любовь к ближним своим приводит неверующего человека к вере и любви к Богу. Авва Дорофей объяснял связь между любовью к Господу Богу и к ближнему так: в центре круга есть Бог, а люди – точки на окружности. Люди, любя Господа Бога, приближаются к Нему и одновременно приближаются друг к другу.
Но христианская любовь к ближним не должна ограничиваться сородичами и единоверцами:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Любовь и богопознание Но так как человек не может любить Того, Кого не знает, то эта обязанность нас приводит к богопознанию. Богопознание требует от нас изучения христианского учения о вере и жизни, церковного богослужения и молитв. Нужно читать духовную литературу. Нужно наблюдать за всем происходящим вокруг нас и обдумывать все с точки зрения Закона Божия, стараться применять заповеди Божии в своей личной жизни. Христианину, не знающему учения своей веры, очень легко пойти по греховному пути.
Что такое любовь?
«У любви много имен, и дел много, и при знаков преобилие, и свойств премногое множество, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – но существо ее одно и для всех совершенно непостижимо – и для Ангелов, и для людей, и для всякой другой твари. Она неизъяснима словом, неприступна в славе неисследима в советах, она вечна, ибо незрима, умом представляется, но не постигается».
Но можно сказать, например, что любить – это значит считать что-нибудь дорогим, приятным для себя, потому что это нравится по свойствам своим и рождает желание быть в тесном общении с ним для взаимного счастья. Такая любовь основывается на симпатии, сочувствии и бессознательном влечении к кому-то или к чему-то. Основывается обычно симпатия на сходстве внешних или внутренних качеств, которые нравятся нам в других. Но хотя симпатия служит основанием для человеколюбия, она не составляет еще самой любви. Любовь не состоит в одних только приятных чувствах и ощущениях, она скорее состоит в благоволении, в искреннем расположении души, по которому человек желает другим блага и по возможности старается это благо доставить. По определению Климента Александрийского, любовь есть постоянно, разумно, дружественно предупредительная готовность содействовать пользе других людей. То есть любовь – это скорее действие, утверждающееся на разумных основаниях. Кроме того, любовь простирается на всех, в отличие от симпатии, которая любит подобных себе, ища взаимного удовольствия от общения. Поэтому чувство симпатии к другим людям не имеет цены пред Богом, сказавшим прямо:
«Если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6, 32).
Истинная любовь ищет полезного для всех независимо от того, кто эти «все» по положению, нравственности или вероисповеданию своему. От этого основного качества рождаются и все те другие качества, которые так точно назвал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. 1 Кор. 13,4-7). И первое из них – долготерпение, благодаря которому любовь переносит великодушно все неприятности, оскорбления и напраслины, не смущаясь при этом. Как искра, попавшая в море; тотчас исчезает, не причиняя вреда морю, так и все неприятное, неожиданное, попадая в долготерпеливую душу, скоро исчезает, никак ее не возмущая.
Другим качеством любви является милосердие, о чем мы уже говорили. Любовь милосердствует и, терпя неприятности, сама никому ничего плохого не делает. Напротив, она входит в сочувствие скорбящему, старается облегчить его горе и, пока не утешит, не поможет скорбящему, сама не успокаивается. Кроме того, любовь не завидует ни дарованиям, ни внешнему благосостоянию, ни успеху в делах, потому что это противно ее природе. Ее существо желает другим добра, и она не ищет, чтобы быть счастливее других.
Любовь не превозносится ни словом, ни делом. Она действует потихоньку, высматривая, где и что можно сделать полезного, и, если найдет, делает это без шума и заявления. Заносчивость же характерна для страстной любви, которая допускает много неосмотрительного…
Любовь не гордиться, не бесчинствует.
Любовь не ищет своего.
Любовь не раздражается и не огорчается, а переносит великодушно.
Любовь не мыслит зла и совсем не видит во зле зла.
Любовь не радуется неправде, а радуется истине.
Все покрывает добрым словом и отношением: и обиды, и огорчения, и грехи, и недостатки любимых.
Всему верит. Всегда надеется и никогда не отчаивается.
Любовь все переносит…
Да пребудет с нами Любовь!