“Хоровой строй”.
В помощь регенту (продолжение статьи от 7.03.2012)
5. Уменьшенные интервалы интонировать очень тесно, т.е. нижний звук исполнять высоко, а верхний -низко.
6. При исполнении хроматического полутона вверх второй звук пропеть возможно выше; при исполнении вниз – второй звук пропеть возможно ниже.
Интонирование звуков
Мажорный лад:
ступень: – интонириется:
1 – устойчиво;
2 – в восходящем движении мелодии высоко, а в нисходящем – низко;
3 – всегда высоко;
4 – низко;
5 – устойчиво; 6 – в восходящем движении высоко, в нисходящем – низко;
7 – гармонического мажора – низко;
7 – как вводный тон, высоко.
Минорный лад:
ступень: интонириется:
1 – высоко;
2 – высоко;
3 – всегда низко;
4 – при движении от 3 ступени в восходящем направлении – высоко, а при нисходящем, при движении от 5 ступени – низко;
5 – высоко;
6 – натурального и гармонического минора – низко,
7 – мелодического минора – высоко; мелодического и гармонического минора высоко, натурального минора – низко.
Альтерация, повышающая звук, – вызывает высокое интонирование; альтерация, понижающая звук, – вызывает низкое интонирование.
Выводы эти сделаны на основании большого опыта авторов указанных трудов и имеют в основном практическое значение.
Интересно привести некоторые сведения о работе над строем хора профессора Московской Консерватории, в прошлом регента Синодального хора Н.М. Данилина, который придавал особо важное значение хоровому строю. Н.М. Данилин (1878-1945) считал строй основой основ хорового пения без сопровождения (а’ капелла). Не оставив после себя никаких теоретических трудов о работе над строем хора, Н.М. Данилин в своей практической деятельности, на репетициях, делал очень ценные и важные замечания. Говоря о значении строя, он говорил: “Без правильной высотности не может быть
никакой выразительности. Прежде всего высотность звука, она на первом месте”.
Касаясь вопроса интонирования интервалов, он считал самым г лавым – уметь петь большую секунду вверх и малую секунду вниз. Он считал это самым трудным и В то же время самым необходимым. “Чтобы хор пел чисто, надо научить каждого певца петь чисто целый тон вверх и полутон вниз, тогда у хора всегда будет хороший строй”.
Большое значение Н.М. Данилин придавал умению петь вверх тетрахорд: “Научитесь петь вверх чисто тон, тон, полутон! Все в этом, в этой кварте. Все дело – в секунде, терции, кварте. Это нужно петь чисто, тогда все будет чисто”
“Хоровое пение” Н. В. Матвеев. (1998)
Очень легко читать, интересно и доступно. Восхищена опытом и интеллектом автора. Спасибо большое за прекрасные статьи!