Приемы звуковедения. Цепное дыхание. Тембр голоса хористов
Продолжаем изучать книгу
“Хоровое пение” Н.В. Матвеева
(изд. А. Невского. 1998 года).
Тема сегодняшнего разговора посвящена
приемам звуковедения, цепному дыханию и
тембру голоса хористов.
В хоровом исполнении существует много приемов звуковедения, но все эти приемы сводятся к основным формам звуковедения: легато, нон легато и стаккато.
8. Легато (legato, uтал. – связанно) – непрерывное, связанное, плавное пение без толчков, без прерывания дыхания на гласных, с перенесением согласных, заканчивающих слог, к следующему слогу, а также “пропевание” звучащих (л, м, н, р) согласных. При легато все согласные должны быть плотно “сцеплены” между собой. Произношение согласных производится быстро, без нарушения единого потока звука. Сочетание льющейся мелодии, в которой выявляются лучшие тембровые краски голоса, с четкостью интонирования и отчетливой дикцией и создает настоящее легато. При хорошем легато один звук, ровно выдержанный на протяжении всей своей длительности, непосредственно “переливается” в другой, без какого-либо перерыва или толчка. Легато – основная форма звуковедения церковного пения. Прием звуковедения легато является одним из важнейших средств выразительного исполнения мелодии, так как он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность.
Нон легато (non legato) – прием звуковедения, предусматривающий разделение звуков, которые не связываются между собой, и некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, но с сохранением ее непрерывности. Разделение звуков производится кратковременной задержкой (без возобновления) дыхания перед новым звуком. Подчеркивание звуков не должно переходить в нарочитые акценты и тем более – в цезуры или паузы. В то же время преуменьшение подчеркивания не должно привести к стиранию отчетливых граней каждого возникающего звука или аккорда и тем самым свести мелодию к невыразительному приему, среднему между легато и нон легато.
Стаккато (staccato, итал. – оторванный, отделенный) – прием звуковедения, указывающий исполнять звуки отрывисто, короткими длительностями, легкими толчками, отделяя один звук от другого. В практике церковного пения прием звуковедения стаккато почти не применяется.
9. Цепное дыхание
В хоровом церковном пении очень важный и необходимый прием – цепное дыхание. Сущность цепного дыхания заключается в том, что в процессе пения смена дыхания певцами партии производится не одновременно. При цепном дыхании два соседних певца делают вдох в разное время. При этом каждый из исполнителей стремится не делать смены дыхания на границах музыкальных фраз, построений, а после вдоха незаметно “подключает” свой голос к звучащей партии. Обобщая этот прием, следует рекомендовать в хоровой практике следующее непременное условие – не брать дыхание одновременно с соседом. Такой прием обеспечивает непрерывное звучание хора (без пауз, без цезур) в течение продолжительного времени. Цепное дыхание особенно важно при исполнении протяжных произведений, а также при пении обиходных песнопений -стихир, тропарей.
10. Тембр.
Тембр голоса (timbre, франц. – метка, отличительный знак) – окраска звука, характер его, зависящий от различных сочетаний обертонов, то есть от гармонических призвуков, входящих В состав основного звука, возникающих от колебаний голосовых связок. На качество тембра, его звуковые краски, оказывает влияние умелое пользование резонаторами. Тембр голоса в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения может изменяться. Красивый тембр – ценнейшее свойство голоса. Работа над красотой и выразительностью тембра – неотъемлемая часть вокального воспитания певцов хора. Тембр служит важным средством музыкальной выразительности, которая необходима в хоровом исполнительстве.
Все церковные хоры должны петь только прикрытым, округлым звуком. Это обязательное условие вытекает из самой природы богослужебного пения, в основе которого лежит священный текст. Неблагопристойно церковному хору петь “белым”, открытым звуком, употребляемым в народных развлекательных и танцевальных песнях. Принцип округлого, прикрытого пения выражается в том, что некоторые гласные, например, и, е, а поются более округленно, соответственно приближаясь по своему звучанию к звукам ы, э, о – причем в большей мере это относится к неударным гласным. Звуки е, а нужно петь округленно, но это приближение должно быть умеренным, не искажающим смысл текста.
Обязательным условием округления и прикрытия звука является умение пользоваться резонаторами, которые не только усиливают звук, но и окрашивают его, придают ему тембровые качества, смягчают и округляют его.
11. Отношение певцов к исполняемому произведению
Церковное хоровое пение, являющееся неотъемлемой частью православного богослужения, накладывает высокую ответственность на певцов и дирижера хора за благолепие, молитвенную настроенность и благочиние церковной службы, поэтому всем участникам хора за каждой службой необходимо быть внимательными, дисциплинированными, а главное, с большим благоговением и ответственностью относиться к выполнению своих обязанностей, которые заключаются в знании и понимании молитвенного и музыкального содержания и значения всех песнопений и самой службы, в которой участвует хор.
Это является необходимым условием для вдохновенного и благоговейного исполнения богослужебных песнопений, и тогда, при соблюдении этого условия, каждый участник хора будет достоин высокого звания певца пли дирижера церковного хора.
VIII глава
Методика дирижирования
В музыкальной исполнительской культуре искусство дирижирования является сложнейшим творческим процессом. Изучение технической стороны и деталей процесса дирижирования является вопросом исключительной сложности. Существующая при этом невозможность проникновения во многие внутренние психо-эмоциональные стороны исполнения создает дополнительные трудности изучения исполнительского процесса. Вместе с тем ни одна область музыкального искусства не нашла меньшего освещения в работах по теоретическому искусствоведению, чем область дирижирования. Наиболее значительным пособием по хоровому дирижированию является книга проф. П.Г. Чеснокова “Хор и управление им”, в которой содержится много ценных указаний и советов, проверенных опытом многолетней работы автора, как исполнительской, так и педагогической. Наука о хоровом дирижировании очень молодая, она сложилась в 20-х годах нашего столетия в Московской Консерватории трудами крупнейших, талантливых хоровых дирижеров: Н.М. Данилина, А.В. Александрова, П.Г. Чеснокова, Г.А. Дмитриевского и других хоровых деятелей. К сожалению, по церковному хоровому дирижированию, при наличии общих принципов, но во многом отличному от светского хорового дирижирования, никаких изданных учебных пособий нет.
Содержанием настоящей главы является обширный материал наблюдений и практических выводов, а также многолетний практический опыт по дирижированию церковными хорами.
Следующая тема: Дирижерский аппарат управления хором. Руки, плечи, ноги, лицо дирижера.
Хоровое пение. Н.В. Матвеев
Изд. А. Невского. 1998
Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *
Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!
Всем доброго здравия!
Спасибо!