Музыка в эстетическом воспитании сельских школьников

Музыка в эстетическом воспитании сельских школьников

Из опыта работы Ютановского учебно-воспитательного комплекса Волоконовского района. Белгород 1988

Ключ успеха

Неисчерпаемые возможности музыки как средства воздействия на внутренний мир ребенка, средства формирования нравственного облика растущей личности издавна привлекали внимание ученых, педагогов.
Обучение и воспитание средствами музыки является составной частью гармонического развития школьников и занимает важное место в учебно-воспитательном процессе сельских школ (учебновоспитательных комплексов).
Большая работа по музыкальному воспитанию учащихся проводится в Ютановской средней школе Волоконовского района.

В этой школе эстетическое воспитание стало не только неотъемлемой частью всего учебно-воспигательного процесса, вошло в систему классной, внеклассной и внешкольной работы, но и органично «вписалось» во всю культурную жизнь села, объединило работу детского сада, школы, Дома культуры.
Зачинателями, организаторами этой работы по музыкальному воспитанию учащихся являются педагоги-энтузиасты Кузенко Ольга Михайловна и Владимир Дмитриевич – выпускники Владимирского педагогического института.
Их цель – дать сельскому ученику, жителю музыкальное развитие. Эта цель отвечает требованиям времени и является составной частью эксперименгальной работы по эстетическому воспитанию учащихся в условиях учебно-воспитагельных комплексов.
С 1 сентября 1984 года при Ютановском учебно-воспитательном комплексе было открыто музыкальное отделение на средства совхоза «Волоконовский».
Совхоз не только оплачивает работу специалистов, но и выделяет средства на приобретение музыкальных инструментов.
Сейчас музыкальная школа располагает двумя инструментами фортепиано, имеются баяны и аккордеоны, комплект инструментов для вокально-инструментального ансамбля, звуковая нотная доска.
Кроме этого, в школе собрана библиотека музыкальной литературы, фонотека, портреты композиторов, альбомы, разработки бесед, лекций, такие, как «Вечер вальса», «Толстой и музыка», «Музыкальное путешествие», сериал «Чьи песни ты поешь?» и т. д.
Ютановская музыкальная школа размещена в одном здании с общеобразовательной школой. Работа музыкального отделения четко увязана с режимом работы школы, имеет свoe расписание занятий с указанием времени начала и конца занятий.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется по следующим направлениям: хоры (пионерский «Школьные годы», октябрятский “Октябрята”, вокальный ансамбль «Первоклашка», сольное пение, фортепиано, баян, аккордеон, вокально-инструментальный ансамбль.
В музыкальном отделении занимается более 70 процентов учащихся школы.
Одной из наиболее важных форм общего музыкального воспитания являются хоровые занятия. В школе создано два хора, которые насчитывают более 60 человек.
Сложился репертуар песен, который составляют политические, народные и популярные детские песни, классика.
Выученный репертуар позволяет включать песнюв быт детей: песня звучит на пионерской линейке, на сборах, на праздниках, объединяя детей в дружный коллектив.
Знания и умения, которые учащиеся получают на хоре, дополняют и расширяют музыкальный опыт детей, приобретаемый ими на уроках музыки, способствуют правильной ориентациив разнообразных явлениях музыкальной жизни.
Педагоги Кузенко стремятся пробудить у петей желание н в дальнейшем заниматься музыкой, танцем, участвовать в художественной самодеятельности, быть активными пропагандистами искусства.
Кроме школьных хоров, Кузенко О. М. занимается с группами детского сада, что создает базу для дальнейшего занятия музыкой в школе. В этом году дети из детского сада уже выступали перед родителями в Доме культуры.
На занятиях хоров педагоги используют игровые моменты, дидактические музыкальные игры, такие, как «Эхо», «Игра В мяч», «Игра в оперу», «Пение по руке», музыкальные ритмические упражнения, разучивают танцы, делают хороводы. И это все для большей
свободы,непосредственности, эмоциональности исполнения.
Кроме этого, педагоги Кузенко успешно занимаются с Ютановским женским хором сельского Дома культуры и ведут активную коннертную деятельность как в совхозе «Волоконовский», так и за его пределами. Хор села Ютановка выступал с концертами в Старсоскольском, Алексеевском районах, г. Белгороде на празднике песни. На средства совхоза куплены костюмы для участников выступлений.
Следовательно, на селе имеются три ступени хорового воспитания: детский сад, школа, Дом культуры. В селе есть хоровые династии, когда родители поют в старшем хоре, а дети в школьном. Таких династий уже много, более десяти. Связь детской и взрослой художественной самодеятельности создает широкие предпосылки для развития семейного творчества.
Несмотря на массовость работы, в школе большое вниманне уделяется качеству исполнительского мастерства. Руководители хора занимаются хоровым сольфеджио, развивают двухголосье, элементы трехголосия.

(Белгородский областной Отдел Народного Образования. Институт усовершенствования учителей. Продолжение следует)

Музыка в эстетическом воспитании сельских школьников: 1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>