Не забывайте, люди, старину!
В последнее время детское музыкальное образование переживает пору серьезных перемен. Идет поиск наиболее прогрессивных форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Заметно активизировался интерес к фольклору, к народному музыкальному искусству. Народная культура имеет огромное значение в воспитании и формировании национального мировоззрения у детей. Именно посредством народной традиционной культуры каждый из нас делает первый шаг в многообразный мир духовно-нравственных ценностей.
В настоящее время в Волоконовской детской школе искусств имени М.И. Дейнеко на фольклорном отделении обучаются 25 детей, работают три преподавателя, которые выступают неким звеном, соединяющим прошлое, настоящее и будущее в аспекте музыкальных традиций предшествующих поколений. Созданы условия для обучения фольклору не только одаренных детей, но и детей со средними способностями.
Как правило, ребенок хочет играть, петь и танцевать, и для того чтобы стать интересным детям, педагогу необходимо самому немало уметь.
Обращение к музыкальному фольклору в школе искусств начинается на отделении эстетического воспитания с 4-летнего возраста, открывая широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Итог работы преподавателей фольклорного отделения – это выступление воспитанников перед своими сверстниками, участие в концертных программах для жителей поселка, района, области, конкурсы и фестивали фольклорной музыки.
В марте в Белгородском государственном институте культуры и искусств состоялся V областной конкурс-фестиваль фольклорной музыки среди детских музыкальных школ и школ искусств. Конкурс традиционно проводится в два тура. Первый отборочный тур стартовал 11 февраля, и в течение месяца уважаемое жюри, побывав в городах Строитель, Губкин, Алексеевка, Старый Оскол, Валуйки, Белгород, поселке Ракитное, от смотрели 80 солистов и 75 коллективов с общим числом участников 1 350 человек. В заключительном туре приняли участие победители всех зональных отборочных этапов.
Конкурсная программа рассматривалась по трем номинациям: солисты и малые составы фольклорных ансамблей, фольклорные ансамбли, сольное и ансамблевое исполнительство на фольклорных инструментах. Во всех номинациях зонального конкурса (в зональное объединение входят школы искусств и музыкальные школы Волоконовского, Валуйского, Вейделевского, Ровеньского районов) воспитанники нашей школы искусств заняли первые места.
Конкурсные выступления участников оценивало компетентное жюри под председательством О.Я. Жировой, кандидата педагогических наук, профессора кафедры народного хора Белгородского государственного института культуры и искусств, заслуженного работника культуры РФ.
В номинации «солисты» областного конкурса первое место заняла Александра Кулясова (преподаватель И.Н. Халепа, концертмейстеры А.Н. Стеблецов, Л.В. Гончарук).
В номинации «фольклорные ансамбли» фольклорный ансамбль “Задоринка” (руководители И.Н. Хапепа, Г.А. Алексеева, концертмейстеры А.Н. Стеблецов, Л.В. Гончарук) занял третье место.
В номинации «инструментальное творчество» первое место занял фольклорно-инструментальный ансамбль «Весёлые ложкари» (руководители Г.А. Алексеева, И.Н. Хапепв, концертмейстеры Л.В. Гончарук, А.Н. Стеблецов).
Это был большой праздник – праздник песен, белгородской задорной пляски, народных традиций, которые славят наш родной край, ведь Белгородчина – уникальный заповедник народной музыкальной культуры.
18 марта в Белгородском государственном институте культуры и искусств преподаватели фольклорного отделения высшей квалификационной категории Галина Александровна Алексеева, заслуженный работник культуры РФ, и Инна Николаевна Халепа дали открытый урок по теме «Речевой тренинг для выразительного произношения слова» с участниками фольклорного ансамбля «Задоринка» на всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Музыкальное наследие народных исполнителей: к проблеме преемственности» (в рамках IV научно практических «Маничкиных чтений») и получили высокую оценку участников конференции, среди которых В.М. Щуров – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России; А.А. Антонов – преподаватель Орловского областного колледжа культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ, народный мастер России; В.Н. Осадчая – кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой украинского народного пения и музыкального фольклора Харьковской государственной академии культуры, заслуженный деятель искусств Украины.
Вообще методика работы с детским фольклорным коллективом на первый взгляд проста, лучший принцип здесь – «Делай, как я!». Далее, даже при тщательной подготовке, идет импровизация, потому что эта работа необычайно интересна.
Невозможно предугадать все варианты, возникающие в процессе занятия. Ситуаций возникает множество. Но какое удовлетворение испытываешь при виде результатов своего труда, когда дети начинают буквально жить в традиционной культуре.
Не забывайте, люди, старину!
Е.Ю. Родионова
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Волоконовской детской
школы искусств
Не забывайте делиться впечатлениями с друзьями и оставлять комментарии к статьям!
Вы можете получать свежие статьи по этой теме, если подпишитесь на обновления сайта в верхнем правом углу Главной страницы.
Или здесь:
Всем доброго здравия!