Дирижерский аппарат. Руки, плечи, ноги, лицо дирижера хора

Дирижерский аппарат. Руки, плечи, ноги, лицо дирижера хора

Продолжаем начатый ранее разговор о теории хорового пения, состоящий из наблюдений и практических выводов, а также многолетнего практического опыта по дирижированию церковными хорами великого мастера Николая Васильевича Матвеева.

Дирижерский аппарат управления хором

Основным средством управления хором является так называемый дирижерский аппарат – руки, лицо дирижера, корпус. Главное в нем – это руки. Руки дирижера действуют в соответствии с характером хорового песнопения, с его музыкальным содержанием и богослужебным текстом.

Понимание певцами дирижерской руки, умение точно и четко выполнять требование дирижера являются показателем уровня исполнительской культуры хора.

При исполнении хоровых произведений дирижерский аппарат является единственным средством управления, поэтому жесты дирижера должны быть предельно отчетливыми, ясными, понятными. Дирижерский жест должен всегда что-нибудь заключать в себе, следовательно, он должен быть всегда оправдан, целесообразен и содержателен. Это значит, что каждое движение руки дирижера, при исполнении хорового песнопения, всегда должно преследовать определенную цель, выражать и подтверждать конкретные требования дирижера.

Приемы, способы, манера дирижирования во многом определяются уровнем музыкальной и общей культуры дирижера, его опытностью и профессиональностью, и поэтому они в какой-то мере индивидуальны. Но существует общепринятая система движения рук, владение основами которой для каждого дирижера является обязательным.

Руки

Руки дирижера являются центром управления исполнением. Первым и очень важным условием выразительной техники дирижирования является наличие свободной от мышечной связанности руки. Рука дирижера должна быть совершенно свободна от сковывающего ее движения мышечного напряжения, свободна как по всей длине, так и в отдельных частях. Кисть руки – главная, наиболее выразительная часть дирижерского аппарата, – заключает в себе наибольшие возможности и средства технического исполнения. Кисть обладает возможностями передать и устанавливает все виды исполнения: острое, упругое, мягкое, сухое, резкое.

Основная, общепринятая исходная позиция кисти руки – ее горизонтальное положение, на уровне середины груди с направлением открытой ладони вниз (см. фото вверху).

Иные положения, как например, ребром ладони к горизонтальной плоскости, или открытое положение кисти в направлении от дирижера – не допустимы, и следует считать их частными случаями отдельных моментов исполнения.

Пальцы руки в основной позиции должны находиться в слегка согнутом состоянии, немного врозь друг от друга, но не настолько, чтобы производить впечатление растопыренных, но и не должны быть плотно сложены вместе, так как ладонь, сложенная дощечкой, производит тяжелое, скованное впечатление, мало подвижна и совсем не выразительна.

Указательный палец должен быть несколько выпрямлен и приподнят немного более других. Кисть должна, в основном, лежать на горизонтальной плоскости, и необходимо следить, чтобы ни кисть в целом, ни пальцы в отдельности не проваливались ниже этой плоскости. Проваливающаяся кисть является опасным дефектом – вихляющейся, развинченной, лишенной собранности, кисти. Мышечное напряжение пальцев должно соответствовать напряжению всей руки. В концах пальцев дирижер должен ощущать ту звуковую массу, которую он держит в руках. Это одно из важных условий выразительности рук дирижера.

Исходное положение кисти руки должно быть примерно таковым, как если бы она готовилась захватить горсть. Дирижер должен приготовиться как бы брать звуковую массу руками, кистью руки, пальцами. Кисть руки бывает не всегда подвижна, но она должна быть всегда, при любом напряжении руки и остроте движения свободна.

Кисть руки сохраняет ведущее значение почти в любом виде – характере движения. Самое важное в дирижировании – это полная освобожденность кисти, способность ее к мгновенной реакции, к любому движению, независимо от характера движения всей руки.

Предплечье и плечо

Предплечье – вторая, по степени участия в движении руки, ее часть, и плечо – третья. Три части руки – кисть, предплечье и плечо должны быть связаны друг с другом, так как в любом характере дирижирования, в большей или меньшей степени участвуют все части, вся рука.

Предплечье и плечо в дирижировании определяют видимый объем движения, его остроту и внутреннюю напряженность. По объему движения плечо, будучи связано с неподвижной частью дирижерского аппарата – плечевым суставом, менее подвижно, чем предплечье. Совершенно необходима согласованность действий плеча и предплечья, хотя они и расчленены в составах локтя. Эта согласованность должна выражаться в пропорциональности объема движения плеча и предплечья, в соответствии с требованием исполнения. Недопустимо практикующееся нередко полное выключение движения плеча, при сохранении объемистого движения предплечья. Подобная манера дирижирования, являясь большим недостатком, придает крайне неприятную механичность жесту и негибкость движению рук.

Выразительность, гибкость и понятность дирижерского жеста возможны только при условии полной мышечной свободы и независимых действий частей руки дирижера при ощущении их единства.

Локоть

Высокое положение локтя создает условия, благоприятные для резких и сильных ударов руки, и вместе с тем выражает динамическую напряженность. Локоть, опускаясь вниз и приближаясь к корпусу дирижера, выражает ниспадание динамической звучности.

Локоть не должен составлять острый угол между плечом и предплечьем. Рука должна округло переходить в локте из одной части в другую. Локти не должны быть поджаты к туловищу, так как этим создается неудобное положение для любого вида движения. Локоть выявляет гибкость взаимодействия частей руки, владеющих независимо друг от друга своими движениями, подчиненными ведущим движением кисти руки, при непременном условии – развязанности и свободе руки в локтевом суставе.
(Продолжение следует)

Хоровое пение. Н.В. Матвеев
Изд. А. Невского. 1998

Следующая тема: Дирижерский аппарат управления хором. Руки, плечи, ноги, лицо дирижера (продолжение)

Один комментарий к “Дирижерский аппарат. Руки, плечи, ноги, лицо дирижера хора

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.