Русский бег. Древо колокольное

Русский бег. Древо колокольное

История колоколов в РоссииКаждый человек должен
в своей жизни посадить
хотя бы одно дерево.

Дрeво колокольное

В наше время эта мудрость вопиет к небесам: ведь сколько уже деревьев срублено! И до сих пор рубят гораздо больше, чем насаждают.
Как-то я был в командировке в одной из отдаленных деревень Междуреченского района. Дела задержали меня до вечера, и в Шуйское мы выехали почти ночью.
Пошел дождь, мы несколько раз буксовали. Приходилось выходить и в кромешной тьме толкать мокрый, обляпанный грязью автобус. Летняя ночь быстро минула, и, когда мы проезжали Святогорье, начинало светать. Дождь поунялся. Измотавшийся за день, голодный, озябший от дождя и ночной сырости, то проваливаясь в дремоту, то на какое-то время выбираясь из нее, я уже воспринимал эту поездку как бесконечное путешествие неизвестно куда. Дождевая морось и предутренние сумерки придавали всему окружающему вид призрачный, фантастический.

Церковная традицияМы почти проехали Святогорье, когда я, взбодрившись на миг, случайно глянул в окно. В неверном свете занимавшегося дня, в туманной утренней мгле я увидел вдали нечто такое, что ужаснуло меня. Там вдали, трудно сказать насколько вдали, потому что туман скрадывал расстояние, возвышалось что-то невообразимо огромное. Оно вырастало из земли и буквально подпирало низкое ненастное небо. Смутно видимая, но все же различимая, угадываемая вертикальность предмета заставляла думать, что это, скорей всего, дерево. Должно быть, сосна. Но какая же громадная!
В обед, выспавшийся и отдохнувший, распивая чай в Доме колхозника, я спросил в комнате у соседей-мужиков об этой сосне. Они долго не могли понять меня.
– Какая ж это сосна,- сказал, наконец, один из них, – это колокольня в Святогорье. На холме стоит. В ясный день с нее Вологду видать.
– А старики сказывали, – подхватил другой, – раньше и колокольный звон из Вологоды до нас доносило. Ежели погода подходящая.

Трудно было поверить всему этому: от Вологды до Святогорья по прямой 50 километров, но каких чудес не бывает на свете!
Какова же была моя досада, когда я узнал года через три, что чудо-колокольни не стало. Холм, на котором возвышалась она, превратили в карьер по добыче песка. Колокольню подрыли, и она обрушилась.
Велики потери, но не безвозвратны. Самое главное – не отчаиваться, не уставать, не уповать на ход времени, дескать, все само собой образуется к лучшему, главное – работать.
Вот поэтому и посадил я свое деревце. Правда, оно не обычное – с корой, листьями, и растет не на земле, а в моей душе, но оно все равно живое.
Послушайте, я расскажу вам о нем.

Ветвь историческая

Церковная традицияКто изобрел колокола – неизвестно. Церковная традиция отдает приоритет их изобретения епископу Павлину из г. Нолы (IV – V вв.), хотя еще в Древнем Риме у храмов Кибелы и Прозерпины висели колокола (1 в.). Были колокола и у древних греков. Литье колоколов имеет глубокие корни в Китае и Японии. Самый же древний, сохранившийся до наших дней колокольчик – а где есть колокольчики, естественно
предположить и колокола – восходит к ассирийскому царю Салманассару II (IX в. до н.э.).
Распространению колоколов всемерно способствовал Карл Великий (VIII в.).
К середине IX века колокола широко применялись не только в монастырях, но и в городах и селах.
Из Европы колокола медленно продвигались в Виаантию. Там впервые они появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I послал византийскому императору Василию Македонянину 12 колоколов для церкви св. Софии. Но это нововведение сначала не привилось на Востоке, и только после занятия Константинополя крестоносцами в 1204 году колокола вновь стали появляться в нем.

Во время понтификата Иоанна XIV (в 983 г.) был введен обряд крещения колокола, который весьма любопытен: колокол крестили, как младенца, нарекали ему имя, надевали крестильную рубашку, сообщали ему голос, у него были восприемники – крестные отец и мать, т. е. колокол совершенно уподоблялся живому существу.
Бытует ли теперь этот обычай в Западной Европе, мне неизвестно, но в конце XIX века он был еще зафиксирован во Франции.
В 1230 году папа Григорий IX ввел трехкратный колокольный звон: утром, в обед и вечером.
Дальше, в средние века, шло наращивание веса колоколов, увеличение их количества, т.к. количество и вес колоколов рассматривались как знак важности церкви, доказательство ее богатства и могущества ее покровителей.

Русский побег от ветви исторической

История колоколаИстория колоколов в России неразрывно связана с принятием на Руси христианства.
О том, откуда пришли к нам колокола, существуют различные мнения. Одно из них таково: поскольку христианство пришло к нам из Византии, то оттуда же пришли и колокола. К тому же русское слово «колокол» имеет параллель в церковно-славянском языке православной церкви – «клакол» (сравни: молот – млат, золото – злато, аналогичный фонетический процесс). На это следуют возражения: во-первых, колокола в Х веке и в самой Византии были еще, можно сказать, новинкой, и при церквах еще повсюду употреблялись била и клепала*; во-вторых, большие колокола в обиходе православной церкви назывались «кампанами» (в пер. с латинского колокол) и,

*Било  и  клепало - простейшие музыкальные ударные инструменты. Первое представляет собой подвешенную на веревке тонкую хорошо просушенную доску, звук был похож на барабанную дробь; второе изготовлялось из железной полосы в виде коромысла, издавало нежный, приятный, но не далеко слышимый звук.

и, в-третьих, еще св. Антоний Печерский (ХI в.) писал: «…било держать по Ангелову внушению, а в колокола латыне звонят».
Разница во мнениях здесь, мне думается, не имеет принципиального значения. Пути влияния одной культурной среды на другую, пути проникновения предметов искусства из одной страны в другую порой так причудливы и затемнены временем, что не всегда их можно проследить с исчерпывающей достоверностью.

Краткие вехи первоначальной истории колоколов на Руси

9 векXI век. По летописям известно, что в Новгородском Софийском соборе, построенном в 1045-1052 годах, существовали колокола. Такой вывод делается из факта пленения в 1066 году новгородских (Софийских) колоколов полоцким князем Всеславом.
XII век. Из церковных вещей того времени упоминаются колокола и била, употреблявшиеся преимущественно в монастырях (ПСРЛ, II, 27; III, 2).
В житии Антония Римлянина повествуется, что, когда он прибыл ночью в Новгород (1106 г.}, в это время начали звонить к заутрени и он услышал великий звон по городу.

XIII век. Летописи в настоящий период чаще, чем прежде, говорят о колоколах. Даниил Романович Галицкий для церкви Иоанна Златоуста одни колокола принес из Киева, другие слил в самом Холме. Ростовские князья Дмитрий и Константин Борисовичи, посылая владыку своего Тарасия в Великий Устю г (1290 г.) для освящения соборной церкви, послали для нее и колокол – Тюрик.
XIV век. В 1305 году в Ростове разбились два больших колокола. В 1345 году по воле великого князя Семена Иоанновича слиты три больших и два малых колокола.
ХV век. В 1403 году слит колокол в Твери для соборной церкви. В 1410 году во Владимире на Клязьме растопились колокола в соборе, когда город был ограблен и подожжен татарами. В 1426 году в Пскове повешены колокола на новой колокольне Троицкого собора, но в церквах победней еще и в самой Москве употреблялись била и клепала.

16 векXVI век. В 1510 году великий князь Василий Иванович велел перевезти из Пскова в Москву вечевой колокол) но через 8 лет послал взамен два колокола для Троицкого собора. В 1547 году по приказу Ивана Грозного перевезен в Александровскую слободу пятисотпудовый колокол из новгородского Софийского собора, но взамен его через два года вылит для Новгорода другой колокол. В 1562 году Иван Грозный послал колокол, в Спас-Каменный монастырь.
Русские придавали колоколам чрезвычайно большое значение. Возьмем, к примеру, обычай пленения колоколов. Он идет из глубокой ревности и прослеживается вплоть до XVIII века.

1066 год – уже упоминавшийся полоцкий князь Всеслав.
1146 год – князь Изяслав снял колокола в Киеве.
1176 год – князь Мстисл ав . Андреевич в Киеве «колоколы нзнесоша все».
1338 год – Иван Калита перенес колокола из Тверского Спасского собора в Москву.
1481 год – псковичи привезли великому князю восемь немецких пленных колоколов.

Во время войны Алексея Михайловича с Польшей (1654-1657 гг.) во многие города России и даже в Сибирь были посланы вместе с поляками и литовцами и пленные колокола. С побежденных брали то, что составляло национальную святыню, какой являлись колокола. Недаром летописец восклицает: «О велика быше беда в час тыи».
Очень интересный случай произошел в начале XVIII века. Здесь обычай пленения колоколов предстает перед нами, выражаясь математически, с обратным знаком.

После мирного договора, завершившего Северную войну, жителям Нарвы вернули кирху, обращенную в православную церковь, по приказанию А. Д. Меншикова колокола с нее были сняты. Русские колокола не должны были звонить на иностранной церкви, не могли находиться в плену.
Как и в Западной Европе, колоколам в России давали имена, не только мужские: Гавриил, Георгий, Архангел, Реут, Сысой и т.д., но и женские: Неопалимая Купина, Лебедь, Бурлила, Мотора…

Перед тем как повесить колокол на колокольню, существовала особая церемония, называемая «чин освящения кампана».

Колокололитейные мастера в древнерусском государстве числились за Пушечным двором. Отливка колоколов считалась делом такой же государственной важности, как и производство оружия, пушек.

Роберт Балакшин
Изд. Благовест
(продолжение следует) 

Как много дум наводит он

Колокольный звон

Как нежный звук любовных слов
На языке полупонятном,
Твердит о счастьи необъятном
Далекий звон колоколов.

В прозрачный час вечерних снов
В саду густом и ароматном
Я полон дум о невозвратном,
О светлых днях иных годов.

Но меркнет вечер, догорая,
Теснится тьма со всех сторон;
И я напрасно возмущен
Мечтой утраченного рая;
И в отдаленьи замирая,
Смолкает колокола звон.

К. Бальмонт

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи, записи, фото, видео!  Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Женский хор
http://kuzenkovd.ru
“Ютановский женский хор”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>