Рождество Богородицы. Преддверие тайны

Рождество Богородицы. Преддверие тайны

Тропарь, глас 4-й
Рождество Твое Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды
Христос Бог наш, и разрушив клятву,
даде благословение, и упразднив смерть,
дарова нам живот вечный.

Рождество Богородицы – преддверие тайны Воплощения Христа.

Этот праздник посвящен «началу нашего спасения» и празднуется с четвертого века как первый двунадесятый праздник церковного годового круга.
Обстоятельства Рождества Девы Марии (8/21 сентября) не описаны в Новом Завете, но известны из апокрифа второго века – «Евангелия Иакова».

Богородица наследовала высокую славу земного происхождения. Ее род продолжался в непрерывном преемственном порядке более двух тысяч лет и имел в числе своих предков Патриархов, Пророков, священников и царей. Отец девы Марии, Иоаким, происходил от колена Иудова, от дома Давидова, мать Ее, Анна, – от колена Левиина, от дома Ааронова. Хотя иудеям запрещалось брать жен не своего колена и племени, праведные Иоаким и Анна преступили этот закон, потому что племени Иудову – царскому роду – не запрещалось соединяться с коленом Левииным – священническим родом.

Богородица в Себе соединила царский и священнический род. Однако знаменитая фамилия дома Давидова давно была забыта в Израиле, ее царский скипетр держал иноземец, члены рода числились царями только в родословных книгах. Богу было угодно показать в этом упадке царственного дома близость пришествия Спасителя.

Праведные Иоаким и Анна жили в Назарете – незаметном уголке Иудеи, о котором с презрением говорили: «Из Назарета может ли что доброе быть?» Богородица родилась как последнее, заключительное звено цепи людей, которые через всю человеческую историю боролись за чистоту, веру, цельность, за то, чтобы на первом месте в их жизни был Бог. И постепенно эти люди подготовили Наследницу своего рода, Которая родилась, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была таким ребенком, который мог выбрать добро с самого начала.

Рождество Богородицы было первым чудом в истории спасения мира.

Праведный Иоаким и Анна были бездетны. Бесчадие у иудеев считалось великим несчастьем, проклятием Бога над семьей. Бездетные лишались даже многих гражданских прав, терпели презрение и укоризны, как несущие наказание за тяжкие грехи. Всего прискорбнее было переносить неплодство потомкам Давида.

В один из великих праздников св.Иоаким пришел со своими соплеменниками в храм Иерусалима, что бы принести сугубую жертву Господу, и представил ее. Тогда то некий Рувим стал презрительно отклонять приношение его, говоря: «зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? ты недостоин этого как безплодный». Этот упрек стал отправной точкой последующих событий и чудесных действий Всевышнего. Праведный Иоаким подумал, что он заслужил гнев небесный справедливо за безчадие. Он покинул Храм и направился в дальнюю пустыню — в горы, где он провел 40 дней не вкушая пищу в неустанной молитве к Господу Богу.

Праведная Анна узнав о случившемся с её мужем, винила во всем себя: «Бог отверг, люди поносят, муж мой оставил меня, за то, что я не удостоилась называться матерью» Во время разлуки с мужем она не вкушала пищи и, подобно матери Самуила, просила Бога о разрешении ее неплодия.
Когда Анна, гуляя по саду, увидела вылупившихся птенцов к ней явился Ангел Божий. «Молитва твоя услышана, — сказал ей небесный вестник, — воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные. Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Марией!»

«Таинству предтечет таинство».
«Дева Матерь родилась от неплодной,
— говорит св.Иоанн Дамаскин — потому что
чудесами должно было пред уготовить путь
к единственной новости под солнцем,
главнейшему из чудес, и постепенно
восходить от меньшего к большему».

Представить нам, простым грешным Что чувствовали Иоаким и Анна не предоставляется возможным. Но мы все благоволеем, когда слышим или читаем святое писание о Рождестве Девы, поем Рождественские песни…

«Славнейшее таинство, — поет Св.Церковь, —
неведомое Ангелам, великое для человеков
и от века сокрытое! Вот целомудренная Анна
носит в утробе Богоотроковицу Марию,
приготовляемую в селение для Царя
всех веков и в обновление рода нашего.»

Св.Анна, в 8 день (21) сентября, родила Дочь. Восторг родителей был невыразим, – явное чудо милости Божией, прежде всего, обратило очи их, полные слез благодарности, к небу — и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: «Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из безплодных чресл плод, на радость нам». Анна, в безмолвном восторге, возносясь к небу душою, смиренно помышляла:

«Заключающий и отверзающий бездну,
возводящий воду на облака
и дающий дождь! Ты, Господи,
дал мне произрастить пречистый
плод от безплодного корня»

Доблести прославленных предков, при самом рождении благодатного младенца, уже украшали имя его. Но все эти преимущества, так много ценимые миром, скоро померкли в лучезарном свете той неземной славы, которую Всевышний уготовал новорожденной Деве. И Св.Церковь, разделяя восторг праведных Богоотцев, взывает вместе с ними всему миру: “Многая лета!”

«Сей день Господень! Радуйтесь, людие!»

Благовест
Православие

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>