Ритмический ансамбль. Хоровое пение

Ритмический ансамбль. Хоровое пение

Ритмический ансамбль

Ансамбль хора включает понятия:
ритмический, динамический,
вокальный, унисонный
гармонический,
полифонический,

хора и солистов.

Ритмический ансамбль

– включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую… структуру произведения – важнейшие качества хоровых певцов, ибо ритм является организующим началом всякого музыкального исполнительства.
Ритмическое воспитание хора является главной задачей, ибо исполнительский ритм всегда имеет музыкально-выразительное значение и работа над ним является также работой над музыкальной фразой, интонационным строем и, главное, над содержанием произведения.

Огромное значение имеет темп.

Неверно взятый темп отрицательно отражается на исполнении всего произведения . В этом случае утрачивается естественность, выразительность, исполнение становится неуверенным, обнаруживаются “неожиданные” дефекты. Поэтому к выбору темпа надо подходить очень внимательно и не следует уклоняться от авторских указаний в отношении темпа.

Особое значение имеет темп “Rubato” (рубато). (Rubato С итал. – украденный, похищенный) – это ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот: уменьшение одних и увеличение других, по усмотрению исполнителя. Rubato – одно из важнейших средств выразительности. Искусство rubato – в умении найти ритмическое движение слова и музыки, почувствовать и раскрыть не зафиксированные в нотах, тончайшие оттенки движения, отклонения от метра и ритма, связанные с интонационной выразительностью музыки и богослужебного текста. Rubato только тогда хорошо, когда оно не надуманно, естественно, когда в нем нет резких сдвигов и изменений, когда ритмическая “вольность” обусловлена тем внутренним ритмом, который заложен в самом произведении. Rubato, связанное с выразительным произношением богослужебного текста, не должно искажать ритм. Характер rubato обуславливается значением богослужебного текста, стилем и формой произведения.

Динамический ансамбль

Динамический ансамбль (dinamis, греч. – сила) – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле. Для достижения согласованной громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле необходимо это равновесие устанавливать, выравнивать в неподвижных нюансах.
Более сложную форму динамического ансамбля представляют подвижные нюансы:
усиление звучности – crescendo (крещендо), сокращенно cresc., обозначается как “больше” <
Также и ослабление звучности – diminuendo (диминуэндо), сокращ. dim., обозначается как знак “меньше” >
Для создания единства в выполнении подвижных нюансов, необходимо воспитание у всех певцов хора одинаковых приемов и принципов регулирования громкости звука, посредством певческого дыхания, выработки однотонности работы дыхания. Качество динамического ансамбля во многом обуславливается тесситурными условиями (тесситура – часть диапазона певческих голосов, использованная в музыкальном произведении). Наиболее благоприятные тесситурные условия для достижения ансамбля – это средний регистр.

Наиболее трудные условия создаются тогда, когда хоровые партии находятся в разных регистрах.
в) или г)

В таких случаях прибегают к так называемому искусственному ансамблю, т.е. сила звука в каждой партии соответственно уменьшается, так в случае в) сопрановая и альтовая группы должны звучать mf, теноровая группа Н, а басовая группа f.
В случае г) сопрано и альты f, теноры и басы mf. Другой способ достичь ансамбля в случаях в) и г) заключается в том, чтобы в партиях, у которых тесситура высокая, поручить верхний звук не всей партии, а более легким голосам, так, в басовой партии – баритонам, в теноровой – легким первым тенорам, в сопрановой и альтовой – легким первым голосам.

Из сказанного следует, что динамический ансамбль может иметь два вида:
естественный ансамбль – когда тесситурные условия для всех хоровых партий равномерны, т.е. все поют высоко, или все низко, или все голоса находятся в средних регистрах;
искусственный ансамбль – когда тесситурные условия для всех партий неравномерные, т.е. когда одни партии поют высоко, другие низко.
Следует заметить, что к достижению искусственного ансамбля приходится прибегать довольно редко, т.к. в церковных песнопениях композиторы обычно употребляют аккорды, в которых хоровые партии находятся в удобных регистрах, или в одинаковых тесситурных условиях.

Вокальный ансамбль

Вокальный ансамбль (vocale, итал. – голосовой) – однохарактерность тембровой окраски каждой партии и тембровая слитность всех партий в звучании хора.
Вокальный ансамбль достигается прежде всего правильным подбором певцов с голосами приблизительно одного тембра и умением сливаться и подстраиваться друг к другу.
Выше было сказано о качественном составе голосов хора, где подробно освещены вопросы, необходимые для достижения вокального ансамбля. Главное, что является необходимым для вокального ансамбля – это систематическая и серьезная работа с хором в целом и с певцами в отдельности по вопросам вокально-хоровой техники. Все певцы хора должны быть достаточно подготовленными и осведомленными в области вокально-хоровых приемов.

Унисонный ансамбль (unisono, итал. – однозвучный) – слияние голосов по высоте (в полном или октавном унисоне), по метро-ритму, тембру, темпу, динамике, вокальным приемам и дикции. Одним из главных условий унисонного ансамбля является наличие в хоровых партиях голосов сходных по тембру и обладающих способностью сливаться с другими голосами и подстраиваться к ним. Достижение частного ансамбля, т.е. ансамбля хоровой партии невозможно без слитности голосов в унисоном звучании, т.е. без унисонного ансамбля.

Гармонический ансамбль – полное равновесие всех хоровых партий в произведениях гармонического склада и в произведениях гомофонно-гармонического склада – с некоторым усилением мелодического голоса. Равновесие голосов в аккордах – это не абсолютное постоянное равновесие. Из общего ансамбля необходимо несколько выделять наиболее важные гармонические звуки. Мелодия всегда должна звучать отчетливо, выпукло, чуть громче сопровождающих голосов. Верным звучанием следует считать такое, при котором хорошо слышна мелодия, при сохранении звучания всей хоровой гармонической фактуры.
Таким образом, гармонический ансамбль предусматривает наряду с равновесием звучания голосов, образующих аккорды и созвучия, также подчеркивание наиболее важных элементов гармонии, отчетливое проведение мелодического голоса и богослужебного текста.

Полифонический ансамбль (polyphonia, греч. – многоголосие) – предусматривает относительное равновесие голосов, при выделении того голоса, который проводит основную музыкальную тему, причем эта тема проходит то в одном голосе, то сразу в двух. Каждая хоровая партия должна уметь исполнить тему первым планом, затем гибко переключиться на пение вторым или третьим планом. Это очень важный элемент техники исполнения полифонических произведений.

Музыкальный тематический материал должен всегда звучать отчетливо. В отношении силы звучания других голосов неизменных правил нет.
Отчетливость проведения музыкальной темы создается не только средствами динамики, но и четкостью вступления голоса, хорошей дикцией произношения текста и другими средствами. Ответственный момент исполнения – это переход мелодии из голоса в голос. Важно, чтобы течение мелодии при этом не прерывалось, чтобы голос, принимающий мелодию, продолжил ее в том же характере и нюансе. Этого можно добиться только при тщательной и систематической работе с каждой партией хора.

Большинство произведений А.Д. Кастальского написаны в полифоническом, или смешанном, т.е. в гомофонно-гармоническом и полифоническом складе изложения. Наиболее ярким образцом можно назвать “Благослови, душе моя, Господа” – греческого распева (на Всенощной).

Ансамбль хора и солистов – требует относительного равновесия голосов. Хор должен петь несколько тише, чем солист, чтобы не заглушить его, но разрыв в силе звучания не должен быть значительным. В некоторых произведениях для солиста и хора бывают такие места, где хор должен звучать в одну силу с солистом, например, “Ныне отпущаеши”, муз. Н. Соколова, в слове “свет”. Кроме того, надо иметь в виду, что в отношении солиста наиболее опасной партией аккомпанирующего хора будет та, к которой по характеру своего голоса принадлежит солист. Следовательно, в произведениях, написанных для солиста с сопровождением хора, необходимо тщательно следить за той партией, к которой по характеру своего голоса принадлежит солист.
В заключение надо сказать, что творческая спаянность, дружеские взаимоотношения, основанные на деловой профессиональной почве между членами хорового коллектива, оказывают огромное влияние на всю работу хора в целом и, в частности на достижение хорошего ансамбля. Если в хоре имеются все вышеназванные условия для ансамбля – количественный и качественный состав, однохарактерность тембров и прочие условия, а в коллективе нет согласия, бытуют всякого рода интриги и, самое главное, отсутствует творческая заинтересованность в хорошей работе хора, если певцы не являются патриотами своего коллектива, тогда настоящего ансамбля достичь нельзя.

Очень ценным в работе каждого хора является горение внутреннего творческого огонька, без чего работа в хоре не может быть плодотворной, а это, главным образом, зависит от руководителя, т.е. регента хора.
В хоровом исполнении без сопровождения, т.е. в исполнении церковного хора, основанного на сознательном религиозном чувстве и понимании высокого значения богослужебного текста песнопений, выявляется все богатство тембровых красок человеческого голоса. В церковном пении можно достигнуть тончайших нюансов, множества красочных оттенков – нежной легкой прозрачности и глубокого насыщенного звучания.

Из всего сказанного очевидно, какое важное значение имеет ансамбль для хорового пения.

Хоровое пение.
Н. В. Матвеев

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи, записи, фото, видео!  Ваш E-mail: 


Всем доброго здравия!

Женский хор
http://kuzenkovd.ru
“Ютановский женский хор”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.