Работа над хоровым произведением. В помощь регенту

Работа над хоровым произведением. В помощь регенту

Спаси и сохрани!

1. Репертуар хора, т.е. подбор музыкальных произведений, песнопений, исполняемых за богослужениями хором в течение всего года, имеет большое значение в определении церковности и творческой направленности хора. Поэтому одной из главных задач руководителя хора является создание ценного в церковном и музыкальном отношении репертуара, то есть подбора произведений  в которых музыка является средством выразительности богослужебного текста и полной ему подчиненности.

При подборе репертуара необходимо учитывать возможности данного хора, его качественный и количественный состав, степень подготовленности.
Руководитель хора всегда должен помнить, что нельзя исполнить произведение , исполнительские трудности которого превышают вокально-технические возможности хора.
2. Изучение партитуры дирижером заключается в составлении плана анализа данного произведения. План анализа хоровой партитуры заключается прежде всего в изучении содержания богослужебного текста, на который написана музыка хорового произведения, а также значение и место данного песнопения в богослужении. Чтобы лучше усвоить музыку изучаемого произведепия, следует познакомиться с творчеством данного композитора.
Музыкально-теоретический анализ должен включать следующее: разобрать и установить связь богослужебного и музыкального текстов, разобрать музыкальную форму, ладотональный план, метр и ритм. Определить темп, подробно познакомиться с гармонией и голосоведением, а также выяснить тяготение аккордовых звуков, что является одним из важных средств в работе над строем хора. Предварительное знание вертикали хорового аккорда помогает дирижеру чувствовать и улавливать неточность звучания в момент наступления каждого аккорда. “Дирижер слышит только то, что знает” (К.Б. Птица. Очерки по технике дирижирования хором, стр. 138).
Вокально-хоровой анализ заключается в изучении вокальных особенностей каждой партии – объем, диапазон, тесситура, трудности интонирования со стороны интервальной или ритмической. Определить тип ансамбля между хоровыми
партиями как со стороны технической, так и со стороны музыкальной.

Примерный план работы дирижера над партитурой.

Изучение партитуры дирижером.

1) Изучение содержания богослужебного текста, на который написана музыка хорового произведения.
2) Музыкально-теоретический разбор произведения – музыкальная форма, музыкальные темпы, ладотональный план, метр, ритм, динамика, интервалика, гармония, голосоведение, музыкальная фразировка в связи с богослужебным текстом и связь музыки с текстом.
3) Вокально-хоровой анализ – тип и вид хора, ансамбль, строй, диапазон каждой партии, особенности дыхания (цепное дыхание), цезуры, характер звука, особенности дикции.

Разучивание музыкального произведения с хором.

4) Краткая беседа о богослужебном тексте произведения, значение и место данного песнопения в богослужении, а также о композиторе, его творчестве и соответствии музыки данного произведения с текстом.
5) Технический разбор произведения  занятия раздельно по голосам или сразу со всем хором, в зависимости от сложности данного произведения .
6) Работа над строем, ансамблем и дикцией (см. соответствующие разделы выше).
7) Установление плана художественного исполнения на основе связи содержания богослужебного текста и музыки данного произведения.

Способы разучивания произведения

Приемы и методы разучивания произведения с хором могут быть самыми разнообразными. Они определяются особенностями изучаемого произведения , а главное, квалификацией дирижера, хорового коллектива и многими другими обстоятельствами. Поэтому единой системы проведения хоровых
репетиций нет. Однако существуют общие требования, которые должны быть предъявлены к дирижеру и певческому составу на репетиции, а также выработанные практикой наиболее рациональные принципы работы с хором.
Прежде всего необходимо изучить партитуру самому дирижеру. Разобрав произведение и ознакомив с ним хор, руководитель приступает к его разучиванию.
Первоначальный разбор произведения целесообразно проводить на общих хоровых репетициях. Если произведение достаточно сложное, очень полезно дальнейший процесс разучивания вести раздельно по партиям или по группам женским и мужским.
Раздельные репетиции обеспечивают наиболее быстрое усвоение музыкального материала произведения.
Раздельные занятия нужно правильно сочетать с репетициями общехоровыми, в зависимости от склада произведения и характера исполнительских трудностей.
В одном случае целесообразно проводить больше раздельных, в другом – общехоровых репетиций. Несложные произведения можно репетировать только на общехоровых занятиях. Нельзя процесс разучивания произведения (с хором) делить на два этапа: технический и художественный. Конечно, вначале основное внимание уделяется выучиванию музыкального текста, выравниванию строя и ансамбля, но художественно-выразительные элементы исполнения несомненно присутствуют и в это время, так как характер звука, динамические нюансы и другие средства художественной выразительности в значительной мере помогают хорошему интонированию и формированию ансамбля, как частного, так и общего.

Художественная и техническая работы теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка разграничить их усложняет весь процесс репетиционного периода. Очень важно, чтобы каждое повторение на репетиции того или другого места разучиваемого произведения имело конкретные задачи. Дирижер должен объяснить хору или отдельной партии, что повторение имеет цель или выправить ту или иную неточность, или для закрепления данного места. Механическое повторение не приносит пользы, а нередко ухудшает исполнение, так как происходит в обстановке пониженного творческого внимания.

(Н.Матвеев “Хоровое пение”)

О работе с хором над строем, ансамблем, динамикой и средствами художественной выразительности мы поговорим в следующих выпусках статей в Рубрике “В помощь регенту”.

Подписывайтесь на обновления сайта “ЮТАНОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ ХОР”

Пение полезно для здоровья!
Пойте и будьте здоровы!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>