Путь, истина, жизнь. Азы православия

Путь, истина, жизнь. Азы православия

За Веру, за Верность, за Русь!

Блаженны алчущие и жаждущие правды,
ибо они насытятся (МФ. 5.6)

Сейчас идет активное возрождение религиозных культов и обрядов, отношение к религии меняется в сторону лояльности, уважения и понимания. Академик Д.С. Лихачев писал: «Людей, населяющих определенное пространство, – народом, нацией делает культура, в понятие которой входит, наряду с наукой, образованием, нравственными и моральными нормами, – религия». 

А ведь ещё 20 лет назад религиозные убеждения не только не поощрялись, но даже пресекались и наказывались. Церковь вскоре после Октябрьской революции была отделена от государства, таким образом планировалось отделить граждан от церкви и вероучений. Долгое время в стране царил воинствующий материализм, несколько поколений выросли в глубоком атеизме, с ортодоксальным коммунистическим мировоззрением. Познания о Вселенной, о происхождении человека, природы черпались из трудов философов-материалистов, основоположников теории марксизма-ленинизма.

Но прошло время, наша страна, вступив на путь новых экономических преобразований, потеряла не только финансово-экономическую мощь, промышленный потенциал, но и духовную опору. Коммунистические идеалы были развенчаны, а другие не придуманы и не предложены. И церковь, являясь душеприказчиком по своей сути, стала духовной опорой для многих миллионов граждан нашей страны.

И, хотя церковь по-прежнему отделена от государства, но все чаще взаимоотношения между ними протекают в форме сотрудничества и взаимопонимания. Церковь оказывает помощь, которую трудно переоценить, умалить, в благом деле примирения и поддержки в лихую годину войн и конфликтных ситуаций, в случаях межнациональной розни и гражданского неповиновения. Церковь исконно является защитницей и врачевательницей человеческой души. Не случайно именно из Священных писаний были взяты для формирования коммунистической морали главные заповеди Божии. Например, в моральном кодексе строителя коммунизма было записано: «Человек человеку друг, товарищ и брат», а в Библии, – возлюби ближнего, как самого себя. Не убей, не укради, не лжесвидетельствуй… – этим наказам Божьим следуем все мы, потому что они составляют основу сосуществования человека с человеком.

Да хранит Вас, Господь!

Окружающий нас мир велик и многообразен. Изучая его, мы расширяем свои познания, но всегда остаются вопросы, на которые пока нет ответов. Они, вопросы, разные, имеющие как духовную природу, так и материальную, например: что есть свет, какова его природа? Что есть истина? Поиск ответов на эти вопросы постоянно наводит на основной вопрос: А есть ли Бог, насколько он реален? Вопрос этот вечен. Пока будет существовать человек, пока он будет его волновать, он будет искать на него ответ.

Термин «религия» происходит от латинского слова religio, что буквально означает "связь". Связь человека с Богом составляет главную часть религии.

Всякий раз, приходя в храм или сталкиваясь с верой и верующими в Бога, с явлениями, не подверженными объяснению с точки зрения доступных материалистических понятий и философских концепций, мы ещё и ещё раз задаемся вопросами: «Действительно ли реален Бог?», «Существует он
на самом деле или это большая выдумка человека?»

Подобными вопросами задаются и простые люди, и великие учёные. В науке делались неоднократные попытки дать научное определение религии. Немецкий философ Кант считал религию осознанием людьми своих обязанностей, то есть сводил религию к морали. Его земляк философ-идеалист Гегель подменял понятие Бога понятием абсолютной идеи, мирового духа, придав решающее значение в религии интеллектуальному моменту. Немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах, исходя из буквального значения термина «религия» определял это явление как связь между людьми, а саму религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого – чувство зависимости человека от стихийных сил при роды и общества. Другие философы, социологи стремились дать определение религии, исходя из своих познаний, убеждений, мировоззрений.

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Например, английский этнограф Эдуард Тейлор считал важнейшим признаком религии веру в духовные вещества, глава французской социологической школы Эмиль Дюркгейм отождествлял религию с понятием «священности», считая, что священными могут быть люди, предметы, даже идеи. Основоположники диалектического и исторического материализма – К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин – считали религию «опиумом народа», верой в сверхъестественные силы. Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, в котором земные силы принимают форму неземных».

Обрядовые песни

Теорий возникновения религии великое множество. Много веков тому назад материалисты древности – Демокрит, Эпикур, Лукреций и другие – считали, что Богов создали люди по своему образу и подобию. Более поздние материалисты видели первой формой религиозных представлений – веру в душу и духов, в некую безликую силу, в магию и т.д.

Атеисты-материалисты создали целую науку по изучению корней религии, то есть причин возникновения религии. По общепринятой материалистической догме религия имеет социальные, гносеологические и психологические корни.
Социальными корнями явился низкий уровень производительных сил и обусловленный им примитивный уровень сознания, невежество человека, его беспомощность перед силами природы. В эпоху своих первых шагов, Homo Sapiens (человек разумный) не мог объяснить таинственные природные явления и решил, что возникновение стихий – воля Создателя, Всевышнего, Бога… Так родились языческие религии.

Гораздо позже, когда образовались государства, а в них – классовые общества, к бессилию человека перед природой прибавилось бессилие перед общественными силами, которые его угнетали, плюс стихийные бедствия: голод, болезни, неурожай…

Гносеологические корни заключены в познавательной деятельности человека, в его способности к абстрактному мышлению и способности фантазировать. Фантазии, которые человеческий разум был не в состоянии ни объяснить, ни опровергнуть, стали наделяться сверхъестественными, что и породило наличие божественных сил.

Психологические корни связаны с тем, что человек в своём развитии, всегда ставит перед собой цели, придающие его деятельности смысл. Но на каком-то этапе исторического и биологического развития он задаётся вопросом: «Для чего человек живет?» Внутренняя психологическая потребность осознать смысл жизни и привлекает многих к религии.

Другие философские учения, равно как и богословские, утверждали и утверждают, что религия вечна, существовала всегда и будет существовать всегда, и что религиозное чувство является у человека таким же врождённым, как чувство голода, любви, страха, радости и т.д.

Обращая внимание на всё, что нас окружает – небо, удивительно разнообразный животный и растительный мир, красоту и величие пейзажей и ландшафтов, и самое непостижимое в этом – самого человека, с его разумом и чувствами, – мы говорим: – «Велик и необъятен мир создала матушка-природа!» О многом мы не задумываемся, делая шаги по земле, мы не вспоминаем закон земного притяжения, а находясь в полёте в самолёте, едва ли кто-то размышляет, что полёту способствуют законы аэродинамики. А ведь на каждом шагу нас ждут законы природы. А что есть Природа?

Природа

Наблюдая мир, экспериментируя, проводя различные научные опыты, исследуя и отыскивая всё новые и новые факты, учёные всякий раз расширяют познания окружающего нас мира. Понимание Природы всё время меняется, и всё более приближает нас к постижению того, кто создал всё это, кто создал в мире совершенство и гармонию, законы и порядок, кто создал человека и привнес в его существование на земле глубокий смысл, великое назначение и высокую цель.

Великий основатель современной бактериологии, глубже других проникший в тайну органической жизни, – Луи Пастер сказал: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца». Биолог Карл Линней закончил свою книгу о растениях словами: “Воистину без Бога ничто не может существовать”. Великий Ньютон, открывший законы движения небесных тел, как бы разоблачивший тайну мироздания, был верующим человеком и богословом. Гений физики и математики Паскаль был ещё и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Астроном Кеплер восклицал: «Могуществу и мудрости Бога нет границ!» Даже Дарвин, основоположник эволюционной теории происхождения живого мира, был человеком верующим и своё учение не противопоставлял вере в творения Бога и на вопрос: «Где начало цепи развития живого мира, где первое звено его?» – отвечал: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».

«Только полу-знание приводит людей к безбожию»,
- утверждал английский учёный Бэкон.

Другими словами, окружающий нас мир и законы, действующие в нём, существуют не сами по себе, а созданы Богом. Ещё Цицерон сказал, что сколько бы миллионов раз не бросать кубики с буквами, строчки стихов из них никак не получатся, а Вселенная,- гораздо сложнее, и полна гораздо большего смысла, чем самое глубокомысленное стихотворение. Весь мир – есть откровения Божии.

Естественное откровение Господь восполняет сверхъестественным, то есть, дал возможность изучать премудрости Божии через священные Писания и Предания.

Пчела

Как и любое общественное явление, религия выполняет важные социальные функции, ради которых она возникла и существует: функцию, состоящую в религиозном утешении, снятии психологического напряжения, разрешении противоречий и конфликтов. В определённых ситуациях религия выступает как фактор сплочения общества. Под знамением христианства проходило крушение рабовладения в Западной Европе, религиозной была идеология ранних буржуазных революций. Регулятивная функция заключается в формировании поведения людей на основе моральных религиозных заповедей.

Характерным для религий более высших форм является вера в единого Бога. Среди многочисленных исторических форм религии выделяются три мировые религии – христианство, ислам, буддизм.

Христианство, в свою очередь, подразделены на три основные ветви: православие, католицизм и протестантство.

В 988 году по воле Великого князя Владимира было совершено крещение Руси, принятие русичами святого православия. Поныне православие является господствующей религией в России.

Христианами верующие называются потому, что веруют в Господа Иисуса Христа, повинуются святой Церкви и исполняют евангельские законы. Православными называются потому, что право веруют, то есть, как написано в Библии – Святом Писании, как научали Святые Отцы на Вселенских Соборах. Отсюда Православная вера – вера в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Молитвой и покаянием спасемся!

Апостол Павел учил: «Верою познаем». Действительно, благодаря истинной вере, мы постигаем духовный и нравственный мир, вера является источником духовных знаний, умения и опыта.

Родные, православные,
От предков нам дано -
Мы, русские, – за Веру!
Мы, русские; – за Верность!
Мы, русские, – а значит заодно: 
За Веру! За Верность! За Русь!
(Из гимна крестного хода “За Веру и Верность” -
авторы О. Виноградова, Р. Аюпов).

Азы православия
(“Кр. Октябрь” 2009)

“Ютановский женский хор” поздравляет всех с Вознесением Господним! Предлагаем послушать песнопения Божественной Литургии.
Да хранит Вас Бог!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>