Приемы звуковедения. Цепное дыхание. Тембр голоса хористов

Приемы звуковедения. Цепное дыхание. Тембр голоса хористов

Продолжаем изучать книгу
“Хоровое пение” Н.В. Матвеева

(изд. А. Невского. 1998 года).
Тема сегодняшнего разговора посвящена
приемам звуковедения, цепному дыханию и
тембру голоса хористов.

В хоровом исполнении существует много приемов звуковедения, но все эти приемы сводятся к основным формам звуковедения: легато, нон легато и стаккато.

8. Легато (legato, uтал. – связанно) – непрерывное, связанное, плавное пение без толчков, без прерывания дыхания на гласных, с перенесением согласных, заканчивающих слог, к следующему слогу, а также “пропевание” звучащих (л, м, н, р) согласных. При легато все согласные должны быть плотно “сцеплены” между собой. Произношение согласных производится быстро, без нарушения единого потока звука. Сочетание льющейся мелодии, в которой выявляются лучшие тембровые краски голоса, с четкостью интонирования и отчетливой дикцией и создает настоящее легато. При хорошем легато один звук, ровно выдержанный на протяжении всей своей длительности, непосредственно “переливается” в другой, без какого-либо перерыва или толчка. Легато – основная форма звуковедения церковного пения. Прием звуковедения легато является одним из важнейших средств выразительного исполнения мелодии, так как он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность.

Нон легато (non legato) – прием звуковедения, предусматривающий разделение звуков, которые не связываются между собой, и некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, но с сохранением ее непрерывности. Разделение звуков производится кратковременной задержкой (без возобновления) дыхания перед новым звуком. Подчеркивание звуков не должно переходить в нарочитые акценты и тем более – в цезуры или паузы. В то же время преуменьшение подчеркивания не должно привести к стиранию отчетливых граней каждого возникающего звука или аккорда и тем самым свести мелодию к невыразительному приему, среднему между легато и нон легато.

Стаккато (staccato, итал. – оторванный, отделенный) – прием звуковедения, указывающий исполнять звуки отрывисто, короткими длительностями, легкими толчками, отделяя один звук от другого. В практике церковного пения прием звуковедения стаккато почти не применяется.

9. Цепное дыхание

В хоровом церковном пении очень важный и необходимый прием – цепное дыхание. Сущность цепного дыхания заключается в том, что в процессе пения смена дыхания певцами партии производится не одновременно. При цепном дыхании два соседних певца делают вдох в разное время. При этом каждый из исполнителей стремится не делать смены дыхания на границах музыкальных фраз, построений, а после вдоха незаметно “подключает” свой голос к звучащей партии. Обобщая этот прием, следует рекомендовать в хоровой практике следующее непременное условие – не брать дыхание одновременно с соседом. Такой прием обеспечивает непрерывное звучание хора (без пауз, без цезур) в течение продолжительного времени. Цепное дыхание особенно важно при исполнении протяжных произведений, а также при пении обиходных песнопений -стихир, тропарей.

10. Тембр.

Хоровое пение. Теория

Тембр голоса (timbre, франц. – метка, отличительный знак) – окраска звука, характер его, зависящий от различных сочетаний обертонов, то есть от гармонических призвуков, входящих В состав основного звука, возникающих от колебаний голосовых связок. На качество тембра, его звуковые краски, оказывает влияние умелое пользование резонаторами. Тембр голоса в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения может изменяться. Красивый тембр – ценнейшее свойство голоса. Работа над красотой и выразительностью тембра – неотъемлемая часть вокального воспитания певцов хора. Тембр служит важным средством музыкальной выразительности, которая необходима в хоровом исполнительстве.

Все церковные хоры должны петь только прикрытым, округлым звуком. Это обязательное условие вытекает из самой природы богослужебного пения, в основе которого лежит священный текст. Неблагопристойно церковному хору петь “белым”, открытым звуком, употребляемым в народных развлекательных и танцевальных песнях. Принцип округлого, прикрытого пения выражается в том, что некоторые гласные, например, и, е, а поются более округленно, соответственно приближаясь по своему звучанию к звукам ы, э, о – причем в большей мере это относится к неударным гласным. Звуки е, а нужно петь округленно, но это приближение должно быть умеренным, не искажающим смысл текста.
Обязательным условием округления и прикрытия звука является умение пользоваться резонаторами, которые не только усиливают звук, но и окрашивают его, придают ему тембровые качества, смягчают и округляют его.

11. Отношение певцов к исполняемому произведению

Церковное хоровое пение, являющееся неотъемлемой частью православного богослужения, накладывает высокую ответственность на певцов и дирижера хора за благолепие, молитвенную настроенность и благочиние церковной службы, поэтому всем участникам хора за каждой службой необходимо быть внимательными, дисциплинированными, а главное, с большим благоговением и ответственностью относиться к выполнению своих обязанностей, которые заключаются в знании и понимании молитвенного и музыкального содержания и значения всех песнопений и самой службы, в которой участвует хор.
Это является необходимым условием для вдохновенного и благоговейного исполнения богослужебных песнопений, и тогда, при соблюдении этого условия, каждый участник хора будет достоин высокого звания певца пли дирижера церковного хора.

VIII глава

Методика дирижирования

В музыкальной исполнительской культуре искусство дирижирования является сложнейшим творческим процессом. Изучение технической стороны и деталей процесса дирижирования является вопросом исключительной сложности. Существующая при этом невозможность проникновения во многие внутренние психо-эмоциональные стороны исполнения создает дополнительные трудности изучения исполнительского процесса. Вместе с тем ни одна область музыкального искусства не нашла меньшего освещения в работах по теоретическому искусствоведению, чем область дирижирования. Наиболее значительным пособием по хоровому дирижированию является книга проф. П.Г. Чеснокова “Хор и управление им”, в которой содержится много ценных указаний и советов, проверенных опытом многолетней работы автора, как исполнительской, так и педагогической. Наука о хоровом дирижировании очень молодая, она сложилась в 20-х годах нашего столетия в Московской Консерватории трудами крупнейших, талантливых хоровых дирижеров: Н.М. Данилина, А.В. Александрова, П.Г. Чеснокова, Г.А. Дмитриевского и других хоровых деятелей. К сожалению, по церковному хоровому дирижированию, при наличии общих принципов, но во многом отличному от светского хорового дирижирования, никаких изданных учебных пособий нет.
Содержанием настоящей главы является обширный материал наблюдений и практических выводов, а также многолетний практический опыт по дирижированию церковными хорами.

Следующая тема: Дирижерский аппарат управления хором. Руки, плечи, ноги, лицо дирижера.

Хоровое пение. Н.В. Матвеев
Изд. А. Невского. 1998

Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Жми! Не бойся! Подпишись!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>