Пой красиво. Кантилена

Пой красиво. Кантилена

Бельканто (итал. bel canto, belcanto, букв. - прекрасное пение) - блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итальянского вокального искусства середины 18-века

Бельканто

Теги: Вопросы вокальной техники. Как научиться грамотно петь, Постановка голоса, Красиво петь, кантилена, цепное дыхание, начало звука, атака, дыхание хора

Сегодня мы рассмотрим вопросы вокальной техники, непосредственно связанные с работой xoра при разучивании и исполнении музыкальных произведений.

1. Кантилена – это итальянское слово, в переводе означает распевное пение, певучая, напевная мелодия. Многие певцы едут в Италию на стажировку, что бы научиться там основам Бельканто (см. справку выше). В России протяжные песни являются незаменимым источником, примером и кладезем распевности, переходящее в  церковно-богослужебное пение. Оно, в свою очередь является по своему характеру певучим, распевным, поэтому кантилена есть основа церковного пения.
В пении стихир, для лучшего произношения текста, применяется речитатив, но основой всегда является распевность, т.е. кантилена.

2. Звукообразование
Атака – начало звука – ответственный момент звукообразования. Атака звука воздействует на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Неверная атака – вялость подачи звука, его несобранность, резкость, зажатость – может явиться причиной неправильного интонирования. Необходимо соблюдать следующие условия певческого звукообразования.
а) перед атакой звука нужно мысленно представить его высоту, силу и характер, а также форму гласной и затем брать звук легко, спокойно;
б) звук с начала своего зарождения должен обладать всеми качествами: иметь точную высоту, необходимую силу и тембр, чистую форму гласной;
в) при атаке звука не должно быть подъездов и шумовых призвуков; все согласные, предшествующие гласной, произносятся четко, коротко.
Певческая практика утвердила в качестве основной, наиболее целесообразной формы звукообразования мягкую атаку, которая характеризуется непосредственным переходом от вдоха к звучанию голоса, – мягкая атака звука сохраняет чистоту тембра и создает условия эластичной работы связок.
При твердой атаке образование звука происходит в результате “прорыва” подсвязочного воздуха сквозь сомкнутые связки. Твердую атаку следует применять с осторожностью, наблюдая за тем, чтобы не возникало чрезмерного смыкания связок, вследствие чего звук приобретает горловой оттенок, голос лишается гибкости, эластичности.
В церковном пении применяется мягкая атака звука, а твердой атакой следует пользоваться только в редких случаях, в зависимости от характера музыкального произведения и богослужебного текста.

3. Вокальное дыхание в хоре
Дыханию следует уделять большое внимание в хоровой работе.
В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности вступления, поэтому очень важен показ дыхания четким и ясным дирижерским жестом. Возобновление дыхания всеми певцами должно про изводиться точно в моменты, указываемые дирижерским жестом. Обычно они совпадают с границами построений, фраз, с цезурами в музыкальном и богослужебном тексте.

4. Цепное дыхание.
Когда продолжительность звучания превышает физические возможности певческого голоса, тогда применяется цепное дыхание”, при котором смена дыхания певцами партии производится не одновременно. При цепном дыхании два соседних певца делают вдох в разное время. При этом каждый из исполнителей не должен делать смены дыхания на границах построений, а после вдоха незаметно подключить свой голос к звучащей партии.

Женский хор
http://kuzenkovd.ru
“Ютановский женский хор”

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи, записи, фото, видео!  Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>