Музыка в моей жизни. Записки монаха

Музыка в моей жизни. Записки монаха

Музыка и православие

Архиепископ Иларион (Алфеев)
Музыка может нести христианские сообщения

По воле случая, нашему женскому хору посчастливилось исполнять духовные произведения на богослужебные тексты. Мы очень рады тому, что появляются новые талантливые композиторы, пишущие такие песнопения. Вдвойне приятно, что композитор сам является служителем церкви и пишет музыку для церкви, думая, при этом, о нас, простых смертных… 

 – Музыка играет очень важную роль в моей жизни, хотя воздействие музыки на меня не всегда было таким сильным, как в настоящее время. Я учился музыке с 3 до 20 лет, и музыка стала частью моей натуры. Музыка должна была быть моей профессией, но в возрасте 20 лет я избрал монашеский путь и решил посвятить свою жизнь служению церкви. Я поступил достаточно радикально, и решил, что, поскольку я должен отречься от мира и единственное, что связывает меня с миром это музыка, так что я должен был отказаться от музыки. И я это сделал. В течение нескольких лет я не позволял себе даже слушать музыку, не говоря об игре или ее сочинении. В конце концов, когда я стал менее радикальным, я начал слушать классическую музыку снова. Но это было сравнительно недавно, в июне 2006 года. Я начал сочинять музыку после почти 20-летнего перерыва. Первым моим произведением была “Божественная литургия”, которую я сочинил за 10 дней, во время путешествия из Москвы в Будапешт, а затем из Вены в Аннеси через Женеву. Некоторые фрагменты были написаны в аэропортах или на вокзалах. Например, заповеди блаженства были написаны в Аэропорте “Шереметьево”, “Святый Боже” в самолете из Москвы-Будапешт, некоторые в Geneva airport, некоторые другие произведения, в Аннеси во время заседания ВК Комиссии. Затем в августе того же года, когда я был более или менее в отпуске в Москве, я сочинил “Всенощное Бдение”. И тогда, 19 августа, в то время как я ехал из Вены в Будапешт в голову пришла идея написать “Страсти по Матфею” с использованием модели И.С. Баха, но заполнив его православным содержанием. На обратном пути из Будапешта, я начал сочинять, так как в голове моей “роились” мелодии. Мне понадобилось три недели, чтобы составить около 80 процентов музыки. Затем я оставил его в сторону на пару месяцев, после чего я вернулся к ней, добавил несколько отрывков и сделал тщательную переработку всего произведения.

“Муза” исчезла на некоторое время, чтобы вернуться 30 января, когда я гулял по Темзе. Перед зданием парламента я вдруг услышал музыку “Слава в вышних Богу” Через три месяца, 30 апреля, “Рождественская Оратория” была завершена. Потом был перерыв более чем на один год, пока я не поехал в Финляндию в рамках краткосрочного отдыха в августе этого года. Я пробыл там одну неделю, в течении которой сочинил “Хоровую симфонию” на тексты Псалмов. Вот моя короткая музыкальная биография.
Когда я вновь вернулся к музыке в 40 лет я увидел, что это не только интересное и вдохновляющее занятие, но и сильный миссионерский инструмент, который может использоваться, для проповедования Иисуса Христа! Важным элементом двух моих крупных произведений, “Страсти” и “Рождественская Оратория”, является чтение Евангелия. Музыка “иллюстрирует” Евангелия, так сказать, помогает слушателю эмоционально и духовно, чтобы понять через Иисуса Христа жизнь, а не смерть. Кроме того, я узнал, что есть вещи, которые мы не можем передавать другим людям, через язык слов, в то время как мы можем общаться с ними через музыку.

Музыка – это тот язык, который помогает найти более прямой и короткий путь к сердцу человека. Музыка и другие виды искусства, как и культуры в целом может нести христианское послание. Павел Флорентийский отмечал, что слово “культура” происходит от слова “культ”, которое указывает на священную природу культуры как таковой. В современном мире культура очень часто трансформируются в анти-культуру. И вместо того, чтобы донести духовное послание, становится инструментом для привлечения людей к страсти, к депрессии или агрессии… Я считаю, что церковь должна строить мосты между собой и миром искусства и культуры. “Экспортировать” позитивно влияющее собственное культурное богатство в светскую культуру, чтобы люди могли соприкасаться к нему не только внутри нашей церкви, но и за ее пределами.

Диалог между церковью и светской культуры является одной из миссионерских императивов 21-го века.

Императив – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме).

Источник: Свято-Владимирская
Православная духовная семинария

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>