Лицо дирижера. Постановка рук. Плечи. Дирижерский аппарат

Лицо дирижера. Постановка рук. Плечи. Дирижерский аппарат

Установка рук в позицию, исходную для дирижирования

В позицию, исходную для дирижирования, необходимо из свободно опущенного положения поднять руки самым обычным, естественным движением снизу вверх. Руки несколько согнуты во время поднимающего их движения и затем, в основной, неподвижной позиции, должны быть вытянуты примерно на 2/3 своей длины. Сохраняя высший уровень в положении руки, кисть останавливается примерно на уровне середины груди дирижера; одновременно с кистью останавливается вся рука.

Несколько ниже уровня кисти – локоть. Кисти рук не должны быть расставлены шире плеч. Дирижеру следует держать кисть перпендикулярно груди (См. рис. 1).

Разделение функции правой и левой руки

Содержание требований в отношении действий каждой руки определено приблизительно дирижерской практикой. Правая рука производит тактирование, указывает меру времени, темп, основные вступления отдельных партий и солистов. Левая рука производит выражение нюансов, ослабление звучности (затихание), усиление и т.д. Однако необходимо подчеркнуть, что механическое разграничение функций рук не должно иметь места. Руки дирижера могут меняться функциями, в зависимости от требований исполнения. В дирижировании непременным условием является независимость рук друг от друга.

Лицо дирижера

Лицо дирижера есть важная часть аппарата управления исполнением.
Внутренняя, психическая сила, которая подчиняет исполнение намерениям и требованиям дирижера, выражается в управлении взглядом. Наряду со слуховым наблюдением необходимо непрерывно контролировать взглядом течение исполнения. Выразительный взгляд должен сопровождать каждое вступление, каждое начало фразы и окончание музыкального построения.

Взгляд дирижера должен охватывать весь хор и одновременно наблюдать за каждым певцом. глаза дирижера должны быть видны всем исполнителям, так же как все исполнители должны быть в поле зрения дирижера…
Нельзя допускать опущенного положения головы, скрывающего от певцов лицо дирижера, а от взгляда дирижера исполпителей. Недопустпмо положение головы, кивающей в соответствии с метро-ритмическим движением рук дирижера. Рот дирижера используется для точного и одновременного вступления хора, а также рот, вместе с грудной клеткой, должен непрерывно участвовать в показе дыхания перед каждым вступлением каждой хоровой партии.

Плечи

Рис. 1

Плечевой пояс, являясь относительно неподвижным мышечным центром, управляющим движениями рук, при неправильном положении влияет отрицательно на работу рук. Естественным положением плечевого пояса является спокойное, развернутое положение без напряжения, соответствующее фигуре и телосложению дирижера. Приподнятые, напряженные плечи производят впечатление “зажатости” фигуры дирижера и сковывают движения рук. Опущенные или обвислые плечи придают расслабленный и неуклюжий вид фигуре дирижера. Плечи при дирижировании должны сохранять относительно неподвижное положение.

Основное состояние корпуса дирижера – это спокойное положение без лишнего напряжения, затрудняющего действие рук. Грудь должна быть расправлена вместе с плечами. Грудная клетка должна показывать вместе с движением рук дыхание, его характер, соответственно требованиям динамики, темпа.

Дыхание должно быть выразительно, естественно, но не подчеркнуто утрированно. Следует избегать создающего жалкое впечатление согнутого положения корпуса, с запавшей, ввалившейся грудью. Совершенно недопустимо “влияние” корпуса, а также сопровождение показа вступления наклоном туловища в направлении вступающей партии (см. рис. 1).

Ноги

Позиция ног должна обеспечить крепкое, устойчивое положение корпуса дирижера. Ступни ног должны быть несколько расставлены, со слегка выдвинутой вперед правой ногой. Центр тяжести корпуса должен быть распределен на обе ноги. Такая позиция ног создает достаточно устойчивое положение корпуса дирижера. Ноги дирижера должны быть совершенно выпрямлены и напряжены, создавая устойчиво-упругую опору. Совершенно недопустимо подсчитывать ногой метр (см. рис. 1).

Следует добавить, что дирижер должен быть точным, требовательным в первую очередь к себе и затем к исполнителям.

Хоровое пение
Н.В. Матвеев 
1998 г.

Продолжение следует!
Подписывайтесь на обновления сайта смелее!

Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Жми! Не бойся! Подпишись!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.