История церковного пения. Россия. Краткий обзор. Хоровое пение

История церковного пения. Россия. Краткий обзор. Хоровое пение

1. Начало христианской музыки и пения

Глас мой_Спаситель воспел,
что-бы и мы пели
подобным образом

Начало нашего церковного пения освящено примером Христа Спасителя, Который окончил Тайную Вечерю пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26, 30; Мк.14, 26).
Это пение Спасителя с учениками и есть начало всего новозаветного богослужебного пения.
По замечанию Иоанна Златоуста, “Спаситель воспел, что-бы и мы пели подобным образом”. С этого времени пение стало неотъемлемой принадлежностью каждого собрания первых христиан, причем оно постепенно стало принимать определенный характер. Иисус Христос воспел со Своими учениками, без сомнения, еврейскую, общеизвестную мелодию псалмов. (Предполагается, что воспет был псалом 118 – “Блажени непорочнии… “.)

Но как стали петь первые христиане?

Ответом на этот вопрос являются сохранившиеся исторические сведения.

Ко времени появления христианства самым образованным и развитым в музыкальном отношении народом были греки.
Все народы, в том числе и римляне, безусловно подчинялись музыкальному вкусу греков. Ни одно торжество в Риме не проходило без музыкантов-греков.

Другим музыкально одаренным народом – были евреи.
Эти два народа, греки и евреи, первоначально принявшие христианство, естественно принесли в богослужебное пение первенствующей христианской Церкви и свое духовно-музыкальное богатство. 

Еврейская и греческая музыка и пение не могли быть существенно различны между собой, т.к. первоначальный источник той и другой – пение и музыка египтян, и родина их – Египет. Родоначальники греков – выходцы из Египта, родоначальники евреев – сыновья Иакова и Иосифа, поселившиеся и умершие в Египте. По замечанию Климента Александрийского, Моисей был обучен египетскими жрецами геометрии, поэзии и музыке.

Один из основателей древнегреческой музыкальной системы, Пифагор, был обучен музыке египетскими жрецами Сонжисом и Онужисом. У евреев музыка и пение не были ИСКУССТВОМ, они принадлежали религии, богослужению. Областью их была не область художественного творчества, а область религиозно настроенного сердца, религиозного вдохновения, почему творцы религиозных песен у евреев по преимуществу пророки.
Вследствие этого, еврейское песенное творчество никогда не слагалось в какую-либо определенную музыкальную систему, не имело музыкальных знаков для записи мелодий и не имело правил песнотворчества.

В Греции пение и музыка имели государственное и образовательное значение, и ценилась не столько художественная сторона, сколько учебно-воспитательная, почему и разрабатывались пение и музыка со стороны теоретической, со стороны стройности и порядка.

Таким образом, в практику богослужебного пения первенствующей христианской Церкви две народности, еврейская и греческая, внесли каждая от своих духовных богатств, с одной стороны – древнюю еврейскую мелодию, с другой – греческую теоретическую музыкальную систему.

Лик_Пение и музыка греков и евреев носили на себе постоянную печать взаимообщения и родства, ясно свидетельствовавших об их едином источнике.
По замечанию св. Климента Александрийского, пение псалмов совершалось у евреев в древнейшем дорийском ладу греческого происхождения.

Духовное взаимообщение двух народов в области музыки и пения особенно обнаружилось со времени плена Вавилонского и достигло наибольшей степени во времена македонского владычества, когда многие образованные греки ознакомились с религиозными обрядами и священными книгами евреев, а многие евреи, усвоив образование и обычаи греков, значительно утратили свои национальные особенности.

Ко времени возникновения христианской Церкви два богато одаренных народа – евреи и греки – внесли с собою в практику богослужебного пения духовно-музыкальное наследие – еврейские и еврейско-греческие мелодии псалмов и законы древнегреческой музыкальной системы.

Какова была по своим особенностям и строению древняя еврейская мелодия псалмов, проникшая в христианскую Церковь, положительно неизвестно. Система же древнегреческой музыки, ставшая господствующей в христианской Церкви, достоверно и точно исследована по сохранившимся документам.

2. Основание древнегреческой музыки.

Древнейшая система греческой музыки есть та, выразительным типом которой служит трехструнная древняя лира. Позднее к трем основным звукам был прибавлен четвертый звук, отчего образовалась система четырехзвучия – тетрахорд.

Строение тетрахорда – сумма всех четырех звуков, равная 2 и 1/2 тона. Позднее к тетрахорду стали прибавлять пятый звук (на целый тон) вверх – образовалась система пентахорда.
Прибавлением шестого звука образовался гексахорд.
Прибавлением седьмого звука получается гептахорд.
От прибавления еще нового звука получается октахорд музыкальная система, состоящая из соединений двух тетрахордов.
Наиболее употребительные системы – тетрахорд, пентахорд и октахорд.

Но тетрахорд всегда оставался основной и первоначальной системой. Тетрахорд с полутоном внизу = ми – фа – соль – ля, назывался дорийским, по месту своего происхождения, и считался у греков древнейшим.
Тетрахорд с полутоном вверху = до – ре – ми – фа, – назывался лидийским.
Тетрахорд с полутоном в середине = ре – ми – фа – соль, назывался фригийским.
Тетрахорд, как определенная музыкальная система, служившая основанием данной мелодии, назывался ладом.

Дорийский лад – греки считали священным и применяли для религиозных церемоний.
Фригийский лад – считался мужественным, одухотворяющим.
Лидийский лад – мягкий, нежный.
Тетрахорды служили основанием и соответствующих им ладов: дорийского, фригийского и лидийского.
Для большей полноты звуков эти тетрахорды удваивались, с прибавлением к ним одного добавочного звука, и слагались в системы октавные, или октахорды.
Это удвоение дало возможность производить побочные лады, хотя и находившиеся на другой высоте по отношению к главным, но сохранявшие строй, свойственный главному ладу.

Дорийский лад (из двух дорийских тетрахордов):
ми-фа-соль-ля  1тон  си-до-ре-ми = главный лад
1-й тетрахорд            2-й тетрахорд (автентический)

ля-си-до-ре-           ми-фа-соль-ля = побочный лад
доб.звук 2 тетр.   1-й тетр (плагальный) – гиподорийский.

Так строились и остальные лады.
В греческой музыке, таким образом, образовалось восемь ладов, которые п леглп в основу церковного хрпстианского пения. На них образовалось то, что мы теперь называем оемог ласием, II этцм названием пользуются до сего времени.

3. Осмогласное пение Восточной Церкви.

Пение Спасителя с учениками после Тайной Вечери было началом новозаветного богослужебного пения. Современное апостолам пение псалмов и вновь составляемых гимнов и духовных песней было дальнейшим шагом его развития.

Здесь, помимо исполнения древних, ветхозаветных мелодий, является уже новое творчество новозаветных песнопений. Уже в этом пении, в его напевах и ритмах, можно видеть начало того осмогласия, которое сложилось в своей основе только к концу III века. О богослужебном пении двух первых веков христианской Церкви сохранилось очень мало сведений. Период времени вселенских соборов есть самый благотворный по своим последствиям для церковного пения; он составляет целую эпоху в истории церковного пения, когда оно получило определенное устройство, твердые начала, ясный характер и благолепие. Четвертый век следует считать веком усиленной деятельности по благоустроению церковного пения. Пастыри поместных Церквей, “движимые как бы одним духом”, проявляют особенную заботу о церковном пении.

Св. Иоанн Златоуст благоустрояет пение Церкви Константинопольской, св. Василий Великий трудится и беседует о церковном пении в Кесарии Малазийской, св. Ефрем Сирин – в Сирии Палестинской, св. Афанасий Великий – в Церкви Александрийской, св. Амвросий – в Церкви Миланской.

Причипы такой усиленной деятельтности святых пастырей заключалась в необходимости бороться с возникавшими в то время и быстро распространявшимися разными ересями и лжеучениями, представители которых употребляли одно из сильнейших средств для распространения и укоренения в народе своих лжеучений – пение и музыку. Еретики слагали свои лжеучения в блестящих стихах и составляли для них увлекательные напевы. Народ стекался послушать пение и вместе с музыкой усваивал и содержание еретического учения. Поэтому положение дел требовало быстрой, всесторонней и основательной разработки и устройства церковного пения.

Пастыри Церкви, в противоположность еретикам, составляли в честь святых мучеников возвышенные и умилительные песнопения, полагали их на напевы, которые православные христиане с благоговением распевали, чем свободно удерживали свою паству от обольщения еретическими лжеучениями.

Так действовал св. Иоанн Златоуст против последователей Ария. Кроме того, он установил для этой цели крестные ходы и всеношные бдения с пением псалмов и гимнов. Всенощные бдения были установлены и другими архипастырями для своих
церквей, как например: св. Василием Великим, Григорием Богословом и др.

Таким образом, к концу VII в. осмогласное пение, основательно установленное в IV в. св. Иоанном Златоустом, было уже достаточно и многосторонне разработано.

Н. Матвеев
Хоровое пение
1998

(Продолжение следует)

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Жми! Не бойся! Подпишись!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Спасибо!

Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *

Один комментарий к “История церковного пения. Россия. Краткий обзор. Хоровое пение

  1. Уведомление: Многая лета ноты. Песнопение Д. Бортнянского | Ютановский женский хор

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.