Иоанн Дамаскин. Богослужебное пение Восточной Церкви. Нотописание

Иоанн Дамаскин. Богослужебное пение Восточной Церкви. Нотописание

Св. Домаскин_Надо употреблять напевы
скромные и целомудренные…
скромные перемены голоса
обуздывают дерзость
Св. Климент Александрийский

Богослужебное пение Восточной Церкви при св. Иоанне Дамаскине
и после него.

В VIII веке богослужебное пение Восточной Церкви было достаточно разработано во всех подробностях и теоретически, и практически, окончательно же завершено величайшим песнотворцем православной христианской Церкви св. Иоанном Дамаскиным . В этом своем виде богослужебное пение, окончательно сложившееся, утвердилось в богослужебной практике, приняв тот единообразный тип осмогласия, который соблюдается и доныне везде на православном Востоке.

Иоанн Дамаскин (673 - 777) был сыном министра при дворе дамасского калифа и с ранних лет получил высокое и многостороннее христианское образование, потом сделался министром и градоначальником дамасским. Высокое положение, занятое им при дворе, не угасило в нем христианского духа и любви ко Господу, и св. Иоанн, покинув двор, удалился в обитель св. Саввы Освященного, недалеко от Мертвого моря. Здесь он, имея от роду 60 лет, становится известным как замечательный песнопевец, за что назван современниками Златоструйным. Он написал до 64 канонов, в том числе канон на Рождество Христово ("Спасе люди"), на Богоявление Господне ("Шествует морскую"), на Вознесение Господне ("Спасителю Богу"), службу в День Пасхи и Октоих (в том числе и Догматики), принятый за руководство всею православною Церковью. Кроме того, им написаны умилительные стихиры и мелодии к ним по закону осмогласия, которые поются при отпевании умерших ("Кая житейская сладость" и др.).

Св. Иоанн Дамаскин не был в собственном смысле слова творцом осмогогласия, которое слагалось, развивалось и утверждалось в практике богослужебного пения православной Восточной Церкви еще до него; он был систематизатором и завершителем осмогласия в теории и на практике. Теория осмогласного пения изложена в музыкальной грамматике и книге “Святоградец”, рукопись которых хранится в Парижской библиотеке; практика исчерпывается книгою “Октоих”, или осмогласником, содержащим в себе службу на дни воскресные. Гласов в Октоихе восемь, и им усвоено название древних музыкальных народных ладов: фригийского, лидийского, дорийского, миксолидийского и т.д. Восемь ладов, соответствующих восьми гласам, представляли собой организованную систему, в которой первые четыре лада являлись самостоятельными, а четыре следующих – производными от них, в т.ч. 5-й лад, связанный с 1-м, 6-й – со 2-м и т.д. Эта сложная система, основанная на использовании различных ладов восточной музыки, составляла византийское осмогласие.

Песнопения осмогласия делились на “самогласны”, “самоподобны” и “подобны”.

Октоих_Самогласными назывались и первые стихиры каждого гласа, положенные на музыкальные знаки, и первые тропари каждой песни канона, называемые “ирмосами” , по образу которых должны были исполняться и все другие стихиры II тропари канона.

Самоподобными назывались также песнопения, которые служили образцами для исполнения других.

Подобными назывались песнопения, которые исполнялись палевом самоподобно.

Св. Иоанн Дамаскин потрудился также в изобретении, усовершенствовании и упорядочении современной ему греко-восточной крюковой семиографии (нотописании).

Исполнение богослужебного пения в древнехристианской Церкви и исполнители его.

Церковь новозаветная, по примеру Спасителя и свв. апостолов, установила исполнение песнопений при богослужении только вокальное, без сопровождения музыкальных инструментов. Основание этому заключается в самой природе человеческого голоса, способного своим тембром и эластичностью движений (в отношении силы и высоты звука) выражать самые различные , глубочайшие и тончайшие движения человеческого чувства; в особенности в соединении с текстом вокальное исполнение священных песнопений способно производить на слушателя глубокое и неотразимое впечатление.

Св. Климент Александрийский говорит: "Словом, а не древней псалтирью, трубой, тимпаном и флейтой должно чтить Бога ... если Бог и допустил в ветхозаветной Церкви пение, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах, то единственно по причине немощи, и малодушия, и беспечности иудеев".

Дамаскин И_Св. Иоанн Златоуст так говорит о значении церковного пения: “Господь соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песнопения. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу ритма… Господь установил пение псалмов, дабы из этого мы получали и удовольствие, и пользу”.

Так же говорит св. Василий Великий: “Для того с учением сопряжена сладость песенного сочинения, дабы через приятность слуха неприметным образом из всех словес получать полезное.”

О пении церковном св. Иоанн Златоуст говорит, что оно “… является торжеством для радующихся, утешением для унывающих, … укрощает страсти, обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь”. “…Христианское пение должно быть пением сердца, а не одних уст: каждый звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли, отзывом желаний. Бессмысленное пение недостойно христианина, каждое действие которого должно быть разумным”.

Святая Церковь всегда направляла в богослужении все к просвещению ума, к согреванию чувства веры.

Св. Климент Александрийский: “Надо употреблять напевы скромные и целомудренные… скромные перемены голоса обуздывают дерзость”.

Верую_Св. Афанасий Великий так говорит о назидательном значении церковного пения: “Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их нараспев; сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а есть знак гармонического состояния души”.

В католических церквах вокальное исполнение песнопений соединяется с сопровождением органа или оркестра. Вначале это было чистым произволом некоторых церквей, а затем было разрешено папами, как исключение, но в дальнейшем инструментальное сопровождение распространилось и прочно утвердилось в католической Церкви.

Первые три века христианской Церкви исполнителем богослужебного пения был сам народ. Со временем народное исполнение значительно потеряло свой первоначальный характер простоты и величия, вполне соответствовавший несложному чину богослужения первых двух веков. В народное пение постепенно стало вкрадываться нестроение и неблагочиние. Самый чин богослужения с введением всенощных бдений и выработкою определенного типа литургии значительно изменился, был расширен и дополнен и приведен к единообразному и стройному благолепному целому. Народное пение в выполнении этого стройного чина оказалось не на высоте задачи; поэтому при установлении чина литургии учреждаются отдельные певцы, обязанные исполнять богослужебное пение.

Лаодикийский собор 364 г. постановил, чтобы "кроме певцов, состоящих в клире и по книге поющих, - никто другой не пел в церкви" (Правило 15). Певцы обыкновенно разделялись на два хора, или клира, - правый и левый. Певцы получали свое образование в школах.

Пение всей христианской Церкви, в продолжение ряда веков, до XVI в., было только мелодическое, а исполнение – только унисонное, или попеременное – антифонное.

Унисонное исполнение – это когда все голоса всегда одновременно исполняли одну определенную мелодию.
Антифонное исполнение состояло в том, что мелодия, исполненная одним хором, исполнялась потом, без всякой перемены в своем составе, другим хором.

В древнем богослужебном пении христианской Церкви употреблялось только унисонное и антифонное исполнение песнопений; исполнение же гармоническое, т.е. многоголосное, до XVI в. не имело места.

Нотописание (семиография) в древнехристианской Церкви.

Октоих.Первенствующая христианская Церковь для своего богослужебного пения употребляла знаки, состоявшие из букв греческого алфавита.
В III веке на Востоке алфавитное обозначение значительно усложнилось, вследствие чего стало развиваться особое искусство скорописи нотной, состоящее из множества знаков в виде черточек, прямых, искривленных, косых и проч. Эти знаки назывались крюками, или невмами.
Крюки, или невмы, располагались непосредственно над слогами поемого текста. Крюковые ноты к концу VIII в. вошли во всеобщее употребление на Востоке II Западе и совершенно вытеснили алфавитную систему нотописания.

Каждая христианская Церковь имела и развивала свое особое нотописание, отличное от других. Крюковое нотописание сохраняется и доныне в Церкви греческой, армянской и отчасти в русской – у старообрядцев. Памятники крюкового нотописания русской Церкви восходят к XII В.; более ранних памятников крюкового нотописания русская Церковь не имеет.

Н. Матвеев
Хоровое пение
1998

(Продолжение следует)

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Жми! Не бойся! Подпишись!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Спасибо!

Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>