Хоровой строй. В помощь регенту

Хоровой строй. В помощь регенту

Поите стройно, дети!

Строй хора это чистота интонирования в пении. Строй является одним из главных элементов хоровой техники. Он требует постоянной кропотливой работы, неослабного внимания исполнителей во все моменты звучания хора. Особенно труден строй хора без инструментального сопровождения, так как здесь певцы интонируют опираясь только на собственные слуховые ощущения. В связи с этим острота, четкость и определенность интонации становятся не только необходимыми для выразительного исполнения, но и средством, укрепляющим и выравнивающим хоровой строй и потому одним из важнейших качеств хоровых певцов и дирижеров. Пение церковного хора требует особой точности строя, т. к. отдельные неточности строя могут отклонить хор от тональности, хор “поползет” начнет понижать, потеряв тональную устойчивость.
Строй хора делится на строй мелодический – горизонтальный, т. е. строй хоровой партии, и строй гармонический – вертикальный, т. е. строй общехоровой.
Мелодический и гармонический строй представляют собои одно органическое целое и разделять эти два строя на две отдельные составные части ни в коем случае нельзя, и вот почему.
Если исполняется мелодия одной хоровой партией, то каждый звук этой мелодии является звуком какого то гармонического аккорда, хотя и не воспроизводимого, но мысленно звучащего. Следовательно каждый звук мелодии интонационно связан с опорными звуками гармонии, которую мы ощущаем своим внутренним музыкальным слухом. Этот слух не у всех одинаково развит, но певец, а тем более дирижер обычно ощущают эти гармонии. При таком более или менее развитом внутреннем музыкальном слухе интонирование мелодии будет всегда довольно чистым.
То же самое можно сказать и о вертикальном строе. Отдельных гармонических аккордов, не связанных между собою мелодической линией, не бывает в произведении. В отдельных случаях мелодия может быть менее выявлена, или передана солисту, но она всегда существует. Без мелодии не может быть гармонии.
Из сказанного следует, что
строй хораэто органическое единство мелодическо-горизонтального и гармоническо-вертикального интонирования музыкальных звуков в пении.
Это принципиальное положение, с позиций которого надо подходить к изучению и к работе в хоре над строем.

П.Г. Чесноков и Г.А. Дмитриевский в своих книгах о хороведении подробно анализируют способы интонирования интервалов и делают целый ряд практических выводов, заключающихся в следующем:
1. Чистые интервалы интонируются устойчиво.
2. Большие интервалы интонируются по способу одностороннего расширения, т.е. при исполнении большего интервала вверх от данного звука надо стремиться второй звук пропеть возможно выше; при исполнении большего интервала вниз следует второй звук пропеть как можно ниже.
3. Малые интервалы интонируются по способу одностороннего сжатия, т.е. при исполнении вверх второй звук пропеть возможно ниже; при исполнении вниз второй звук пропеть возможно выше.
4. Увеличенные интервалы интонировать очень широко, т.е. нижний звук исполнять низко, а верхний высоко. (Продолжение следует)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>