Хоровой строй. В помощь регенту. Продолжение 2

Хоровой строй. В помощь регенту. Продолжение 2

Учимся петь

Научитесь петь вверх чисто тон, тон – полутон! Все в этом, в этой кварте. Все дело – в секунде, терции, кварте. Это нужно петь чисто, тогда все будет чисто” – Все эти высказывания Н.М. Данилина, одного из крупнейших хоровых дирижеров, имеют громадное практическое значение. Требовать от певцов хора сознательного интонирования звуков, с пониманием ладового значения – задача трудная, даже для хорошего профессионального хора. Певцу, не имеющему перед собою партитуры, даже вполне грамотному в теоретическом отношении, разобраться в гармоническом значении всех звуков своей партии очень сложно. Советы Н.М. Данилина очень просты и доступны каждому хоровому коллективу и в значительной мере облегчают работу над строем. В этом их колоссальное практическое значение. Кроме изложенных выше принципов интонирования, необходимо отметить интонирование одного и того же звука в данной партии, но имеющего разное ладово-гармоническое значение.
Пример “А”.

Пример "А"

В данном примере звук “ми” в теноровой партии в первых двух и третьем тактах будет иметь разное ладовое значение.
В 1-м и 2-м тактах звук ми является домннантои ля-минора. В З-м такте звук “ми” является терцией до-мажора. Интонировать этот звук “ми” надо по-разному. В первом случае, как доминанту ля-минора, интонировать надо устойчиво с некоторой тенденцией к повышению, а в третьем такте это “ми” надо интонировать очень остро, с большим напряжением к повышению. Следовательно, один и тот же звук в одной и той же партии интонируется по-разному, в зависимости от ладового значения этого звука.
В таких случаях необходимо певцам обязательно разъяснить гармоническое значение звуков, чтобы интонация в таких местах была сознательной, тогда и звучать будет чисто.
Другой пример более наглядно демонстрирует необходимость, в особых случаях, сознательного интонирования.
Пример “Б”

Пример "Б"

В данном примере происходит модуляция из ми-мажора в до-мажор. Звук “си” в 1-м такте, как доминанта мажора интонируется устойчиво. Во 2-м такте этот же звук является терцией доминантсептаккорда до-мажора; т.е. вводным звуком новой тональности до-мажор. Во 2-м такте звук “си” должен значительно выше интонироваться, чем в 1-м такте, иначе модуляция будет очень фальшивая.
Из приведенных двух примеров следует, что в случаях, когда один и тот же звук в одной и той же партии имеет разное функциональное значение (особенно при модуляциях и отклонениях), необходимо этот звук по-разному интонировать, причем обязательно надо разъяснить всему хору значение интонации данного звука и выравнивать эту интонацию не по фортепиано, а голосом, или на скрипке, так как показ на фортепиано ничего не объяснит, а только загрязнит интонирование. Необходимо также сказать об интонации выдержанных звуков. В музыкально-хоровой литературе, особенно в подголосочной полифонии, часто встречаются места, когда один и тот же звук в одной партии держится на протяжении нескольких тактов – органный пункт. Обычно это звуки тоники или доминанты. Следует обратить особое внимание на интонацию выдержанного звука. Дело в том, что эти звуки обычно держатся на одном дыхании; а так как постепенно опора звука ослабевает, то незаметно начинает понижаться и интонация самого звука. Как правило, даже певцы с хорошим слухом, обычно не ощущают такого рода понижения. Поэтому необходимо требовать от певцов, чтобы при выдержанных звуках интонирование производилось с постепенным повышением, т.е. звук как бы постепенно “подталкивался” вверх.
Все теоретики и практические деятели хорового искусства особо подчеркивают важное значение 3-й ступени в мажоре и 7 -й ступени (вводного тона) в мажоре, в мелодическом и гармоническом миноре.
Интересно привести один случай. В Государственном хоре, когда его руководителем был Н. М. Данилин как-то на репетицию был принесен инструмент, на котором каждый тон был разделен на восемь частей. И вот, между Н.М. Данилиным и П.Г. Чесноковым и другими музыкантами завязалась дискуссия о том, какой высоты на данном инструменте должна быть мажорная терция. И мнения авторитетов разошлись. П.Г.Чесноков считал, что терция должна быть очень высокой; Н.М. Данилин считал, что она должна быть немного ниже. (Продолжение следует)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>