Хоровое пение. Схема тактирования. Группировка 4+3. Теория музыки

Хоровое пение. Схема тактирования. Группировка 4+3. Теория музыки

По многочисленным просьбам повторяем вторую часть последней статьи “Примеры дирижирования хором. Дирижерские схемы. Схемы тактирования”, где речь идет о сложных размерах:

Восьмидольный размер С или 8/8 в очень медленном темпе, когда за единицу времени берется восьмая, состоит из четырех простых размеров.

Схема тактирования:

первая доля – вниз, вторая – то же, третья – влево, четвертая – то же, пятая – вправо, шестая – то же, седьмая – вверх, восьмая – то же.

Несимметричные сложные размеры

Пятидольный размер 5/4; 5/8 состоит из двух простых размеров, и возможна двоякая их группировка – 2 + 3 и 3 + 2.

Схема тактирования при группировке 2 + 3: 

первая, сильная доля – вниз, вторая, слабая – влево, третья, относительно сильная – вправо, четвертая, слабая – вправо (или вверх), пятая, слабая – вверх.

Схема тактирования при группировке 3 + 2:

первая, сильная доля – вниз, вторая, слабая – вниз или влево, третья, слабая – влево, четвертая, относительно сильная, – вправо, пятая, слабая – вверх.

Семидольный размер 7 /4; 7/8 состоит из группировок: 3 + 4 и 4 + 3.

Схема тактирования при группировке 3 + 4:

первая, сильная доля – вниз вторая, слабая – вниз (или влево), четвертая, относительно сильная – вправо, пятая, слабая – вправо, шестая и седьмая – вверх.

Схема тактирования при группировке 4 + 3:

Первая, сильная – вниз, вторая, слабая – вниз, третья и четвертая, слабые – влево, пятая, относительно сильная – вправо, шестая и седьмая, слабые – вверх.

При дирижировании произведений, написанных в быстрых темпах, количество жестов (в сложном такте) может сократиться до количества сильных долей в каждом простом такте.

Произведения быстрого темпа, написанные в четырехдольном размере (2 + 2) и произведения в размере 6/8 (3 + 3) можно дирижировать “на два”. Такой прием, объединяющий несколько долей такта в одну – в зависимости от количества сильных долей в такте, носит название “alla breve”, что буквально означает “укорачивание” (от лат. brevis – короткий).

Чаще всего термин alla breve относится к дирижированию на два размера в четыре четверти и обозначается 2/2 или  иногда пишется "alla breve".

Выше было сказано, что основой дирижирования является совокупность предупредительных и основных жестов, следовательно, и перед каждым жестом, указывающим долю такта, должен быть предварительный пли приготовляющий жест – ауфтакт. В приведённых выше схемах тактирования эти приготовительные жесты отсутствуют. Ниже на рис. приводятся полные схемы, отражающие совокупность элементов дирижерского жеста при дирижировании различных размеров.

2. Вступление – показ начала пения

Четкое, одновременное вступление хора (начало пения) зависит от того, насколько ясно и понятно дирижер показал хору момент дыхания.

Жест дирижера, указывающий начало пения, разделяется на три элемента.

Первый – когда поднятая рука дирижера организует внимание певцов. Это положение руки, называемое внимание, фиксирует то мгновение, которое непосредственно предшествует дыханию хора. В момент внимание важное значение имеет точное положение рук, общая собранность дирижера.

Руки дирижера для занятия позиции внимание поднимаются из свободно опущенного положения до уровня середины груди по кратчайшей прямой. С момента внимание дирижер и хор непосредственно включаются в процесс исполнения.

Второй элемент – показ момента вдоха – дыхание. Этот жест в дирижировании имеет очень важное и большое значение, так как этим жестом организуется единовременный вдох певцов перед началом пения. От ясности и своевременности этого жеста зависит точное, одновременное вступление хора.

Жест, поданный на дыхание, должен выражать темп исполняемого произведения, динамику вступления и характер музыки, нюанс, в котором исполняется начало произведения.

Очень большая содержательность и ответственность жеста дыхание вызывает необходимость для себя самого предварения в движении, что является, пожалуй, одним из самых тонких элементов дирижерской техники.

От неподвижной позиции внимания руки начинают определенное движение на само дыхание, а легкая, мгновенная, более ощущаемая, чем заметная, волна предварительного движения пробегает по руке, чуть приподнимая запястье, и затем уже переходит в самый жест, показывающий хору дыхание. Чтобы органически связать эти два жеста (предварительное движение и сам жест на дыхание), сделать их нужными и понятными, необходимо большое чувство меры и дирижерская грамотность.

Часто встречающиеся ошибки у начинающих дирижеров заключаются в том, что предваряющее движение показывается большим и резким жестом, что влечет вступление хора на жест дыхания, принявшего за показ дыхания чрезмерное предваряющее движение. Кроме того, неумелый показ предваряющего движения влечет за собою неясность важных качеств жеста дыхания в части показа темпа, динамики и характера музыки.

Всегда необходимо помнить, что дыхание является важнейшим моментом вступления, что при правильно взятом дыхании жест вступления, как таковой, уже не является зачастую необходимым. “При неудачном вступлении дирижер должен говорить хору не о вступлении, а об опозданном дыхании, бывшем в результате недостаточно напряженного внимания хора” (П.Г. Чесноков “Хор и управление им”).

Третий элемент жеста, показывающий непосредственно начало пения, называется вступление. Он является результатом первых двух – внимание и дыхание (см.рис. 2).

Жест вступление, естественно, идет в направлении той доли, на которую вступает хор, равно как предшествующий ему жест дыхание – в направлении предыдущей доли.
Показ вступления является прямым отражением того, что выражал показ дыхания. Следовательно, между показом дыхания и показом вступления существует теснейшая связь.

Очень важным, решающим показом одновременного начала пения – вступления как всего хора, так и отдельных хоровых партий, – является краткая цезура, расчленяющая жест дыхание и жест вступление.

Руки дирижера из неподвижного положения внимание, двигаясь в соответствующем направлении для показа дыхание, останавливаются на краткое мгновение и затем, жестом в направлении доли, с которой начинается произведение, показывают само вступление, т.е. начало пения.

Эта остановка – краткая цезура, – разделяющая показ дыхания и вступления, совершенно необходима для организации всего голосового аппарата перед началом звукообразования При медленных темпах и нюансах “р” и “рр” жительность цезуры большая, чем при более подвижных “mf” и “f” темпах и нюансах.

Для определения продолжительности цезуры, дирижеру необходимо вместе с хором, после взятия дыхания, беззвучно участвовать в звукообразовании. Направление жестов дыхания и вступления видоизменяется в зависимости от того, на какой доле вступает хор.

Если вступление хора происходит на первой доле такта, движение руки на дыхание идет вверх, в направлении предыдущей (последней) доли тактa, а на вступление, естественно, вниз, в направлении первой доли. Наиболее распространенным видом вступления на других долях такта считается вступление на последнюю долю, называемую затактовым вступлением, или затактом.

Показ начала пения см. в следующем выпуске нашей рубрики “Теория музыки”.

Н. Матвеев
Хоровое пение
1998

Всех проблем решение – хоровое пение!
“Ютановский женский хор”
http://kuzenkovd.ru
* * *

Подписывайтесь на рассылку сайта Ютановский женский хор!

Жми! Не бойся! Подпишись!

Подпишись на обновления сайта!
Получай новые статьи, записи, фото, видео!
Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>