Ансамбль хора. Хоровое пение

Ансамбль хора. Хоровое пение

Пой, Россия!

Ансамбль хора

Ансамбль (ensemble, франц. – вместе) имеет довольно широкое понятие в искусстве. Этот термин применяется как в области музыкального исполнительства  так и в театре, в архитектуре, и везде имеет свое специфическое, для данного вида искусства, значение.
В понятии ансамбль есть одна главная особенность, которая составляет основу этого термина, – это гармоническое единство, объединенное внутренним художественным восприятием.
Так, если в хоре звучание и слитно, и уравновешенно, но нет внутреннего художественного единства, то ансамбля нет.
В архитектуре, если ряд сооружений, представляющих единый объект, имеет одинаковые стилистические элементы и каждое в отдельности является высокохудожественным сооружением, но если эта группа не объединена одной общей художественной идеей, то ансамбля нет. То же можно сказать и в отношении театра.
Ансамбль, в понятии хоровой звучности, означает цельность, слитность, уравновешенность и, главное, объединенность внутренним художественным чувством, т.е. ансамбль имеет и форму, и содержание.
Важной особенностью полного ансамбля хора является равновесие в звучности между отдельными голосами в партии между партиями в хоре. Ансамбль хора состоит из ансамбля частного – ансамбля партии и ансамбля общего – ансамбля всего хора.

Ютановка - село!

Ансамбль хора зависит от многих причин.

1. Количественный состав хоровой партии имеет немалое зпачение, т.к. для достижения уравновешенного звучания всех партий необходим более или менее одинаковый количественный состав каждой партии. При наличии достаточно большого количественного состава хоровой партии, от 15 -16 человек и выше, ансамбль достигается лучше; здесь известную положительную роль играет масса. В меньшем составе партии, до 5 – 6 человек, ансамбль достигается труднее, и здесь необходимо более тщательно подбирать голоса, как по силе, так и
по тембру. Количественный состав всего хора также имеет значение для ансамбля. Хор в 60 – 80 человек добивается более совершенного звучания; здесь также имеет положительное значение масса. Хор в 18 – 20 человек труднее добивается ансамбля и особенно при высокой тесситуре, при нюансе f.

2. Качественный состав голосов хора в каждой хоровой партии имеет не меньшее значение, чем количественный. Крайние партии сопрано и басов (обрамляющие по вертикали хоровое звучание) требуют более яркого и плотного звучания, а партии альтов и теноров, по характеру своего звука, заполняют серединное звучание хора. Следовательно, при одинаковом подборе качества голосов, необходимо в партиях сопрано и басов иметь большее количество певцов, чем в партиях альтов и теноров. Кроме того, при подборе голосов и комплектовании хоровых партий необходимо обязательно учитывать силу голосов. Можно иметь одинаковое количество певцов в каждой партии, но если сила голосов разная, – а она обычно очень разнообразна, – то уравновешенности в звучании достигнуть довольно трудно. Большое значение имеет одно характерность тембров голосов в каждой партии. Необходимо, чтобы голоса обладали способностью сливаться, а это лучше достигается, когда характер тембра голосов в партии приблизительно одинаковый.

Церковное пение

В церковном хоре звучание должно быть всегда мягким, певучим, ровным, поэтому необходимо уделять особое внимание качественному подбору голосов.

В сопрановой группе лучше всего иметь певиц с лирическими голосами, т.к. лирическое сопрано всегда звучит ровно, мягко и обладает хорошим верхним регистром и достаточно насыщенной серединой и нижним регистром.
Колоратурное сопрано в церковном хоре непригодно в силу своего специфического звучания (тремоляции, т.е. дрожания, вибрации).

Альтовая группа по характеру тембра голосов бывает иногда слишком пестрая, поэтому очень важно подбирать голоса таким образом, чтобы они сливались друг с другом. Следует избегать альтов с большим широким звуком. Эти голоса очень плохо сливаются со всей партией, особенно на нюансе “p” и “mf”.

В теноровой группе следует избегать драматических голосов, так как они по характеру своего тембра (наличие некоторой вибрации) разрушают ансамбль партии. Лирические же голоса очень хорошо сливаются, имеют хороший, красивый  мягкий верхний регистр и ровный певучий средний регистр, поэтому в церковном хоре желательно наличие лирических теноров.

В басовой группе опасны драматические баритоны (первые басы), так как большинству из них свойственна тремоляция.
Особо желательно в церковном хоре иметь октавистов. Их глубокий нижний регистр, помимо других очень ценных и редких качеств, способствует достижению ансамбля как самой партии, так и всего хора в целом.

Необходимо в хоре воспитывать качество звука, т. е. требовать, чтобы звук был прикрытым, округлым. Только таким звуком должен петь в каждой партии певец. Следует тщательно следить за тем, чтобы не было “белого”, неприкрытого звука. Особенно часто этот “белый” звук выявляется на букве “е”. В большом хоре достаточно двух-трех певцов, а в небольшом – одного певца с “белым” не округлым звуком – и ансамбль сразу же разрушается. Это имеет особенно важное значение для хора без сопровождения, а следовательно, и для церковного хора, так как всякое отклонение от округлого прикрытого звука сразу резко выделяется и портит все звучание хора.

Главное качество, которым должны обладать все певцы хора, – это музыкальность. От музыкальности певцов, более чем от их вокальных данных, зависит слаженность ансамбля.

Ансамбль хора в целом включает понятия:

ритмический,
динамический,
вокальный,
унисонный
гармонический,
полифонический,
хора и солистов.

Хоровое пение.
Н. В. Матвеев

Подробно об этом в следующих постах нашего блога. Не забывайте подписываться на обновления сайта – это не опасно, а очень полезно быть в курсе особенностей современного развития хорового искусства!..

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи, записи, фото, видео!  Ваш E-mail: 

Всем доброго здравия!

Женский хор
http://kuzenkovd.ru
“Ютановский женский хор”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>